Гражданская самоорганизация в местном самоуправлении
Республики Башкортостан: анализ состояния и перспективы развития

 

Хабибрахманова Э.Х.,
гфа, ГБОУ ВПО «Башкирская академия
государственной службы и управления
при Президенте Республики Башкортостан»,
кандидат социологических наук, доцент кафедры ГМУ

 

Согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Республике Башкортостан в настоящее время функционирует 895 муниципальных образований, из них 818 – сельских поселений, 14 – городских поселений, 54 – муниципальных районов и 9 городских округов. В муниципальных образованиях республики действуют более 24 тысяч различных формирований населения по месту жительства [2].

Прежде всего, следует отметить, что под гражданской самоорганизацией в местном самоуправлении мы понимаем добровольное объединение жителей муниципального образования с целью решения вопросов своего жизнеобеспечения.

Все многообразие форм гражданской самоорганизации по месту жительства можно объединить в две основные группы: 1) самоорганизация в рамках формальных организаций, прошедших процедуру официальной регистрации; 2) самоорганизация в рамках неформальных организаций и объединений.

К первой группе форм гражданской самоорганизации относятся: организации территориального общественного самоуправления; товарищество собственников жилья; благотворительные организации и др.

Вторая группа объединяет следующие формы гражданской самоорганизации:

-       домовые и уличные комитеты;

-       общественные советы (женсоветы, советы ветеранов, молодежные советы, советы старейшин и пр.);

-       институт старост;

-       досуговые (клубные) формы самоорганизации;

-       проектно-целевые группы (проведение субботников, сабантуев (праздника плуга), конкурсов «Здравствуйте, земляки (односельчане)», «Шежере байрам» (Праздник родословной), «Трезвое село» и др.);

-       общественные движения (волонтерство, сбор пожертвований и средств, добровольные народные дружины, добровольные молодежные дружины, добровольные пожарные дружины и пр.);

-       митинги, демонстрации, пикеты, собрания.

Охарактеризуем гражданскую самоорганизацию в регионе.

В Республике Башкортостан в 2013 г. насчитывается порядка 800 организаций территориального общественного самоуправления (ТОС), из них только 3 со статусом юридического лица: ТОС «Смакай» городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ, ТОС село Туяляс (городской округ город Сибай), ТОС городского поселения город Белорецк [1]. Если сопоставить количество ТОСов в Республике Башкортостан и Волгоградской области то получим, что в среднем на 1 муниципальное образование в Волгоградской области приходится 4,4 организаций ТОС, а в Республике Башкортостан – 0,9 организаций ТОС. В республике территориальное общественное самоуправление не получило такого широкого распространения, как в Волгоградской области в силу ряда объективных и субъективных причин: 1) отсутствие целенаправленной государственной и муниципальной политики по развитию ТОС в регионе; 2) формальный характер создания отдельных организаций ТОС, поскольку некоторые местные органы власти рассматривают ТОС скорее как своего конкурента, а не партнера; 3) низкая социальная активность граждан, связанная как с незнанием возможностей ТОС, так и с нежеланием участвовать в ТОС и др.

По месту жительства гражданами создаются товарищества собственников жилья, на 1 января 2012 г. их количество в республике составило 1 766 единиц, что в 3,9 раз больше, чем в 2011 г. Такой значительный рост обусловлен участием республики в Федеральной целевой программе «Содействие реформированию ЖКХ», где одним из условий участия является формирование ТСЖ.

Домовые и уличные комитеты. Республика Башкортостан в 2011 г. одной из первых стала реализовать положения Жилищного кодекса, предусматривающего возможность объединениям граждан обеспечивать народный контроль за деятельностью управляющих компаний. Было создано более 12 тысяч советов многоквартирных домов по всей республике. Совет дома призван решить ряд проблем, которые не позволяли собственникам раньше полноценно контролировать работу управляющих компаний. Во-первых, он дает участникам ТСЖ возможность надзора за всей деятельностью по управлению домом. Во-вторых, предполагает, что для обеспечения контроля гражданам не придется постоянно собираться на общие собрания. В-третьих, Совет дома обладает большими полномочиями, например, принимать или не принимать проведенные по дому работы и услуги, добиваться их выполнения, защищать права жильцов в суде. Совет дома может быть создан, если: 1) в доме более 4 квартир; 2) не создано ТСЖ; 3) дом не управляется жилищным кооперативом ил иным специализированным потребительским кооперативом. Для оказания консультационной поддержки советам многоквартирных домов в республике создан сайт http://www.bashdomkom.ru/news.

Общественные советы. Во всех муниципальных образованиях сформированы городские, сельские женсоветы и советы ветеранов. Во всех муниципальных районах (54) и городских округах (9) образованы молодежные советы (палаты). Молодежные советы создаются также в городских и сельских поселениях. Сохранились такие традиционные институты как советы аксакалов, советы старейшин, клубы мудрых бабушек (агиней).

Институт старост. В отдельных районах Республики Башкортостан ещё в 2004 г. для организации благоустройства территории, культурно-досуговой деятельности сельчан, социальной поддержки малообеспеченных и решения других вопросов, а также в целях ускорения координации и взаимодействия населения сел и деревень с администрацией сельского поселения стала использоваться практика выборов старост сел, поселков из числа местных активистов-лидеров. После укрупнения сельских поселений в 2008-2009 гг. главам администраций поселений сложнее стало координировать и своевременно решать вопросы местного значения в отдаленных селах и деревнях поселения, и поэтому институт старост стал заново возрождаться во многих районах республики. В 2011 г. в республике насчитывалось около 4 тысяч старост в 85% населенных пунктах; 1/3 из них – это люди пенсионного возраста с активной жизненной позицией, пользующиеся уважением односельчан; 26% старост имеют высшее образование; 12,4% – являются депутатами Советов муниципальных районов и сельских поселений [2].

Проектно-целевые группы. Ежегодно весной и осенью в муниципальных образованиях республики проводятся субботники по благоустройству территории. По результатам социологического опроса населения Республики Башкортостан[1] эта форма участия граждан в местном самоуправлении является одной из самых распространенных (см. рисунок 1). http://smo-volgograd.ru/III/1.jpg  

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос: «В каких формах осуществления местного самоуправления Вы участвовали в текущем году?» [по 4, с. 28]

 

Сабантуй – «праздника плуга» – один из традиционных земледельческих праздников сельчан, который проводится после окончания весенне-полевых работ. Этот праздник представляет собой форму проведения досуга сельчан, их гостей и родственников, сопровождающийся торжественным чествованием передовиков сельхозпроизводства, концертом и соревнованиями (например, национальная борьба «куреш», соревнование на поднятие тяжестей (гири), бои на бревне с мешками, набитыми травой или сеном, бег в мешках и пр.).

С целью сохранения и развития традиций и обычаев проводятся конкурсы «Здравствуйте, земляки! (односельчане)», «Шежере байрам» (Праздник родословной).

С 2009 года по инициативе общественных организаций в республике реализуется проект «Трезвое село» с целью активизации и стимулирования деятельности органов местного самоуправления сельских поселений и самих жителей сельских поселений муниципальных районов республики по пропаганде и установлению трезвого, здорового образа жизни. В рамках этого конкурса проводятся следующие мероприятия [3]:

·        Мониторинг масштабов употребления алкогольных и табачных изделий и сопутствующих негативных последствий.

·        Регулирование алкогольного и табачного рынка.

·        Информационные, пропагандистские мероприятия.

·        Работа со средствами массовой информации по освещению мероприятий в районных и республиканских СМИ».

·        Образовательная, просветительская деятельность; работа общественных объединений по утверждению трезвого образа жизни.

Ежегодно растет число участников конкурса, в 2013 году в конкурсе «Трезвое село» участвуют 70 сел и деревень.

Общественные движения. С целью охраны общественного порядка создаются добровольные народные дружины, а также добровольные молодежные дружины. К участию в молодежных добровольных дружинах привлекаются молодые люди из числа студентов высших и средне-специальных учебных заведений. Перед тем, как попасть в добровольную дружину, ребята проходят строгий отбор по возрасту (от 18 и старше) и тестированию на стрессоустойчивость. В своей деятельности они руководствуются решением совета муниципального района. Стимулом их деятельности является волонтерская книжка, а также бесплатные абонементы в бассейн, спортивный и тренажерный залы. Дружинники работают один раз в неделю по пятницам с 18.00 до 21.00 часов. Они помогают полиции не только патрулировать в присутствии сотрудников правоохранительных органов район, но и обеспечивать правопорядок в культурно-массовых мероприятиях муниципального образования. Отличительная особенность каждого члена ДМД – красная повязке на руке.

Добровольные пожарные дружины на территории сельского поселения выполняют работы, связанные с предупреждением и ликвидацией пожаров, аварий и иных чрезвычайных ситуаций, проведением аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану.

Таким образом, многообразие форм гражданской самоорганизации позволяет лучше реализовывать потребности граждан. Что же влияет на степень самоорганизации и организации самоорганизации граждан в муниципальном образовании, что заставляет граждан объединяться? Во-первых, это актуальные проблемы жизнеобеспечения граждан, которые органы власти в силу различных причин не решают; во-вторых, препятствия и трудности на путях удовлетворения жизненных потребностей граждан; в-третьих, местные традиции и обычаи; в-четвертых, инициатива со стороны органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций; в-пятых, желание перенять чужой передовой опыт; в-шестых, культурный, политический, экономический и образовательный потенциал местного сообщества; в-седьмых, насыщенность и разнообразие жизнедеятельности местного сообщества и др.

Как же измерить столь необходимую для развития территорий гражданскую самоорганизацию? Для исследования гражданской самоорганизации в муниципальном образовании можно использовать следующие количественные и качественные критерии:

-       количество общественных организаций;

-       соотношение формальных и неформальных объединений;

-       количество граждан, участвующих в самоорганизации (охват);

-       межсекторное социальное партнерство, партнерство с органами власти;

-       содержание и результативность деятельности организаций;

-       продолжительность функционирования организации;

-       степень демократичности/вовлеченности участников в самоорганизационный процесс;

-       источники финансирования самоорганизационной деятельности;

-       степень саморефлексии субъектов самоорганизации;

-       социально-демографические и гендерные особенности деятельности организации;

-       степень традиционности/инновационности форм и содержания самоорганизации.

Указанные выше критерии можно использовать для исследования степени развития самоорганизации населения на территории муниципального образования и региона. Вместе с тем важной, на наш взгляд, представляется оценка потенциала самоорганизации населения. Каким образом можно выявить самоорганизационный потенциал местного сообщества? Для этого можно использовать социологические опросы населения и анализ ситуации с целью выявления форм социальной сублимации (алкоголизм, суициды, миграция, уход в сектанство и пр.) которые свидетельствуют о низком уровне самоорганизационного потенциала местного сообщества. Апатия, депрессия, социальный пессимизм, разочарование, т.е. превалирование негативных социальных настроений также является признаком низкого уровня самоорганизационного потенциала местного сообщества. Напротив, наличие неформальных лидеров, вера граждан в собственные силы и возможности изменить ситуацию, доверие/недоверие органам власти, а также неудовлетворенность населения качеством решения вопросов местного значения свидетельствует о более высоком уровне самоорганизационного потенциала населения. О самоорганизационном потенциале населения можно судить также по социально-культурному, политическому, образовательному уровню населения, а также наличию социально-генетической памяти о предыдущих формах самоорганизации (традициях).

После оценки (диагностики) самоорганизационного потенциала местного сообщества можно определить направления дальнейших действий. Они связаны с уровнем самоорганизационного потенциала населения и сводятся к следующим:

1)     в случае, если самоорганизационный потенциал выражен в достаточной мере, можно создавать организации, обучать лидеров;

2)     если самоорганизационный потенциал населения практически отсутствует, необходимо вести просветительскую и воспитательную работу с населением, выявлять и «выращивать» лидеров, т.е. «готовить почву» для самоорганизации граждан;

3)     в случае, если самоорганизационный потенциал выражен в средней степени (отсутствует либо мотивация, либо умение), необходимо стимулировать гражданскую самоорганизацию населения, обучать навыкам самоорганизации, самоуправления и практикам участия в местной жизнедеятельности;

4)     если самоорганизационный потенциал населения выражен, но давление органов власти препятствует его проявлению, необходимо использовать административные рычаги воздействия на власть и институты гражданского общества.

Выделяют следующие виды самоорганизации граждан по взаимодействию с органами власти:

-       «карманная» самоорганизация – полностью контролируемая властью;

-       протестная самоорганизация – выступающая против политики властей;

-       партнерская самоорганизация;

-       «усеченная» самоорганизация в отдельных сферах жизнедеятельности, как правило, в области благоустройства, культурно-досуговой деятельности;

-       «доминирующая» самоорганизация – контролирующая, влияющая на власть и население (либо положительно, либо отрицательно).

Итак, исследование самоорганизации граждан в местном самоуправлении позволяет определить основные направления её развития, поскольку только активное участие населения в решении вопросов своего жизнеобеспечения, посредством всего разнообразия форм и методов самоорганизации, обеспечивает полноценное функционирование института местного самоуправления.

Что необходимо делать, чтобы развивать и поддерживать гражданскую самоорганизацию? На наш взгляд, в регионах необходимо создавать народные университеты самоорганизации, проектные центры содействия развитию самоорганизации граждан, в каждом муниципальном образовании разработать социальный паспорт самоорганизации, включающий оценку состояния, диагностику перспектив и направления развития самоорганизации. А степень поддержки развития самоорганизации граждан в муниципальном образовании включить в качестве одного из критериев оценки эффективности деятельности органов местной власти. Только целенаправленная работа органов власти, общественных и научных организаций позволит обеспечить полноценное развитие гражданской самоорганизации в местном самоуправлении.

 

Литература

1.      В Башкортостане впервые отметят День местного самоуправления www.bashkortostan.ru/news/48900/

2.      О развитии территориального общественного самоуправления в Республике Башкортостан (материалы круглого стола, состоявшегося в Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан 29 июня 2011 года) / Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. – Уфа, 2011. – 80 с. www.gsrb.ru/ru/local/practice /development/

3.      Официальный сайт Международного союза общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир»   http://kurultay-ufa.ru/2013/03/14/v-bashkortostane-startoval-konkurs-trezvoe-selo-2013-goda.html

4.      Хабибрахманова Э.Х. Об участии граждан в осуществлении местного самоуправления (по результатам социологического опроса населения) // Политология и социология в ХХІ веке: социальные вызовы и альтернативы : материалы Международной научно-практической конференции «Социально-политические перспективы развития государства и общества в условиях глобализации» (30-31 октября, г. Харьков, Украина). – Х.: ИФИ, 2012. – С. 25-32

 

 



[1] Социологический опрос населения Республики Башкортостан был проведен в конце 2011 года в рамках реализации научно-исследовательского проекта РГНФ и Правительства РБ «Социально-управленческое отчуждение в муниципальных образованиях Республики Башкортостан в условиях трансформации общественных отношений» (проект № 11-13-02016 а/У). Было опрошено 1221 человек по пропорциональной квотной выборке, образованной по полу, возрасту, типу населенного пункта. Опрос проводился в семи социально-экономических зонах республики.