Мацупа Л.В. - к.ю.н.,

исполнительный директор

ОО "Ассоциация деловых женщин

по Костанайской области".

Уважаемые коллеги!

         Позвольте поблагодарить вас за возможность общения по столь актуальному для всех постсоветских государств вопросу - самоуправлению.

         Вместе с тем мы очень сожалеем, что не можем пообщаться непосредственно, поскольку по достоинству оцениваем опыт России,  которая почти сразу, после вступления в 1993 году в действие Конституции, приняла ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", затем в 2003 году, - новый Федеральный закон, в который много раз вносились поправки и о совершенствовании которого вы продолжаете говорить.

 

         Мы также разделяем с вами и ваши проблемы по внедрению самоуправления, когда вы пообещали своим субъектам суверенитета, столько, сколько они могут проглотить... Но, как бы ни было, - совершенствование местного управления, приобщение граждан к участию в принятии решений, гражданская самореализация, по нашему мнению, в Российской Федерации находятся в постоянном продвижении, что совсем не лишний раз подчеркивает уже III Всероссийский семинар.

 

         И хотя Казахстан - это не федерация, а унитарное государство, проблемы с развитием самоуправления у нас - общие. И если чуточку коснуться истории, то ведь именно Казахстан, став суверенным, одним из своих первых, в 1991 году, принял закон "О местном самоуправлении и Советах народных депутатов в Республике Казахстан". А далее - Конституция 1993 года вообще не упоминает самоуправления, более того, она стала "двумя шагами назад" от него. В 1995 году в нашей новой Конституции появилась ст.89, признающая наличие в Казахстане самоуправления, но только спустя 14 лет в стране появился Закон "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".

 

         Справедливости ради должна отметить, что всё это время усилиями государства, Президента укреплялась исполнительная ветвь власти, которая всю полноту ответственности за социально-экономическое развитие страны взяла на себя, включая зачастую непопулярные меры вариантов шоковой терапии.

 

         Скорее всего, благодаря этому, мы одними из первых реформировали жилищно-коммунальную сферу, пенсионную систему, поднялись, в конце концов, с экономических колен! И приоритетным для нас все это время было экономическое, а не политическое продвижение; экономика, потом политика; как говорится: хлеба и зрелищ, а не наоборот.

 

         Тем не менее за последние несколько лет в порядке децентрализации на места из центра передано около 3-х тысяч функций; сельские акимы (главы администрации) имеют аппараты и являются координаторами 15 социальных программ; все акимы исполняют функции как исполнительной власти так и местного самоуправления.

 

         В стране, в государстве, на всех его уровнях, сегодня есть понимание необходимости внедрения самоуправления.

         И 28 ноября 2012 года вышел Указ Президента, утвердивший Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан.

         Концепция рассчитана на 8 лет - до 2020 года, разбита на 2 этапа:

1-й - 2013 -2015г.г.

2-й - 2016-2020 г.г.

        

         Можно по-разному относиться к этой Программе: критиковать и, подвергать сомнению, а можно, засучив рукава, взяться, наконец, за реализацию того, чем живет весь цивилизованный мир. Потому что мы не добьемся дальнейших успехов, если по-прежнему не будем допускать народ к разрешению своих насущных проблем. Мы и так своим желанием залатать все дыры, в т.ч. и выплатой всяческих пособий, породили такое иждивенчество, которого не было и в былые, советские времена.

         Не случайно в Концепции одной из главных задач стоит работа с населением; необходимо менять менталитет наших граждан, утверждать в их демократические начала, готовить, обучать кадры.

         И совсем не случайно к этой работе сегодня привлекаются неправительственные организации, в их числе и наше ОО "Ассоциация деловых женщин по Костанайской области".

         В свою Программу мы вложили просвещение городского и сельского населения, подготовку акимов сельских округов и сел к предстоящим осенью этого года выборам; вместе с сообществами мы намерены разработать варианты проектов моделей реализации прав граждан на управление территорией.

         То, что на сей раз наше государство намерено последовательно продвигать самоуправление в жизнь, подтверждает принятый в этом месяце Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления". Предполагается это в отношении Бюджетного кодекса, Кодексов об административных правонарушениях, о налогах и других обязательных платежах,  Законов о "Государственной службе", "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".

         Согласно этому закону акимов сельских округов будут избирать местные представительные органы - маслихаты; этим акимам предоставляется право формирования собственных доходных источников, открытия спецсчета. Сельским акимам будет передана часть районной коммунальной собственности с целью ее эффективного использования.

         Все эти меры, конечно, первоначальные, потому что в Казахстане сегодня большая часть районных бюджетов - дотационные, и формирование бюджетов нижнего уровня остается проблематичным.

         Возможно, мое краткое выступление вам покажется неинтересным, по тому что положение в Казахстане с самоуправлением находится на самом начальном этапе. Возможно. Но мы - особая страна и хотим у себя иметь что-то особенное. - И это не самоцель, это действительное желание не ошибиться, не поспешить и стать успешными.

         В чистом виде ни одну из зарубежных  моделей местного самоуправления, какой бы красивой она ни была, в казахстанскую действительность перенести нельзя, как нельзя однозначно сравнивать системы местного самоуправления в федеративных и унитарных государствах. Не случайно в своей Концепции мы частично ориентируемся на опыт Польши.

         Но нас, Россию и Казахстан, связывает очень многое, и перспективы у нас во многом общие. Так что Российский опыт формирования местного самоуправления (правовых, территориальных, финансово-экономических, организационных основ) можно и нужно использовать для более успешного вовлечения населения в управление своими территориями.

         Спасибо за внимание.