Выступление заместителя Председателя Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления В.М.Войнова по теме:

 «Территориальное общественное самоуправление как фактор формирования общественного самосознания и повышения гражданской ответственности»

 

Организации территориального общественного самоуправления (ТОС) являются одним из элементов гражданского общества, т.к. их зависимость от системы местного самоуправления как административной структуры незначительна. В то же время, такая форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления как территориальное общественное самоуправление является наиболее приближенным к населению звеном в системе самоуправления, которое может связать органы местного самоуправления с реальными заботами населения и обеспечить защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории (поселок, микрорайон, квартал, деревня, сельский поселок, хутор), из необходимости и неизбежности взаимодействия жителей этой территории с органами муниципального (государственного) управления.

Следует особо обратить внимание на то, что местное самоуправление как важный рычаг влияния общественного самосознания на происходящие процессы общественно политической жизни республики является на наш взгляд фундаментом развития институтов гражданского общества на селе, в лесных посёлках, отдалённых территориях Карелии. В этой связи  вопросам развития самоуправления в целом и его народных проявлений таких, как территориальное общественное самоуправление в частности, мы подходим внимательно, с готовностью помогать в его становлении и развитии.

         Разрешите весьма бегло осветить структуру местного самоуправления  в республике , представляющую собой 2 городских округа, 16 муниципальных районов, в том числе 3 национальных, а так же 22 городских и 86 сельских поселений. Анализ состава представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления показывает, что Карелия не выбивается из общих показателей характерных для остальных территорий Северо-Западного федерального округа и говорит о том, что граждане отдают предпочтение людям, имеющим достаточный образовательный уровень и обладающим жизненным опытом.

Созданный в июне прошлого года орган исполнительной власти Государственный комитет Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления проводит большую работу по выявлению и распространению лучшего опыта муниципального управления,  в том числе  общественного самоуправления в республике. Ппостоянно действующий совещательный орган при Главе Республики Карелия -  Совет республики (Совет глав и руководителей администраций городских округов и муниципальных районов) является той площадкой, которая позволяет совместно с муниципальным сообществом находить пути поддержки и поощрения общественных инициатив в сфере местного самоуправления. В этой связи рекомендации, выработанные Советом республики для реализации инициатив граждан по созданию ТОСов, используются всем муниципальным сообществом.

На сегодняшний день в Карелии Территориальное общественное самоуправление в той или иной формальной   и реально действующей форме представлено в 8 населённых пунктах.  Пожалуй, как и в остальных субъектах Российской Федерации, процессы создания территориальных общественных самоуправлений  были связаны с несколькими факторами. Первый из них, прежде всего, человеческий, зависящий от наличия на данной территории человека, гражданина,  чей авторитет и публичная позиция позволила ему стать лидером общественного мнения, и чей неутомимый энтузиазм и готовность к самопожертвованию ради интересов улицы,  деревни, посёлка, городского микрорайона, явились движущей силой в начале пути формирования общественных инициатив, связанных с созданием  ТОСов. К следующим факторам, я бы отнёс продолжающую ухудшаться производственно-экономическую ситуацию в деревнях и посёлках республики и связанное с данным явлением осложнение общественно-социального положения. На этом фоне создание общественных институтов гражданского общества, позволяющих собственными силами решать насущные проблемы конкретных территорий явилось ответом жителей населённых пунктов на те негативные явления, которые продолжают иметь место в жизни нашего общества.

Однако это было бы не полным перечнем причин, способствующих появлению ТОСов в Карелии. Всё громче и настойчивее заявляют граждане о своих претензиях на обеспечение экологической безопасности своего места жительства, на создание экологически безопасных производств и сохранение окружающей среды,  как фактора устойчивого развития своей малой родины, либо того места, которое выбрано для дальнейшего проживания.

Исходя из этих факторов, как показывает анализ ситуации с общественным самоуправлением в Карелии и происходит формирование ТОСов в нашей республике. 

Одним из ярких примеров того как благодаря инициативе одного человека  П.А.Потышева, страстно влюблённого в свою родовую деревню и неравнодушного к её судьбе, является становление и существование сельской общины деревни Пяльма Пудожского муниципального района. Сегодня, когда Община «Пяльма», а по сути, с 2001 года Территориальное общественное самоуправление, начиная ещё с 90-годов, прошла нелёгкий путь становления можно говорить о том, что без общественной оценки и одобрения в прилегающих к деревне лесах нельзя осуществлять хозяйственную деятельность, нельзя заниматься выловом рыбы в нерестовой реке Пяльме без соответствующего разрешения. Община не только реализует проекты благоустройства своей деревни, содержит деревенский музей,  гостевой дом, деревенскую часовню XVIII века, но и оказывает помощь в ремонтах частных домовладений  и приусадебных построек.

Другим ярким примером общественной инициативы явилось создание в 2007 году Общественного совета деревни Рыпушкалица Олонецкого национального муниципального района. Деревня эта расположена на самой окраине районного центра и входит в состав Олонецкого городского поселения. Некогда, довольно благоустроенная, она была центральной усадьбой местного совхоза. Но в 2003 году совхоз приказал долго жить и в деревне начались серьёзные проблемы с жизнеобеспечением. Не стало освещения на улицах, улицы чистились и ремонтировались от раза к разу, ухудшилось водоснабжение, качество воды вызывало у жителей массу нареканий, пришли в упадок мосты, соединяющие расположенные на разных берегах части деревни.  И вот всё это привело местную жительницу Т.В.Андрееву, бывшего директора этого совхоза, пенсионерку, к решению в своё собственное время, по сути, на свои средства заняться оказанием помощи односельчанам. Ею был сформирован Общественный совет деревни, состоящий из пяти, таких же пенсионерок как она сама, и в результате своей деятельности они многого добились. Помимо решения насущных житейских проблем Рыпушкальскому Общественному совету удалось войти в федеральную программу «Реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2011 год» и капитально отремонтировать десять  8-ми квартирных домов в деревне. Я сам присутствовал на отчёте данного совета в марте текущего года и видел, с каким воодушевлением жители поддержали работу совета,  приняли решение о  расширении его состава до 8-ми человек и начале работы по созданию полноценного Территориального общественного самоуправления.

Так же точно с заботы о своих земляках и с решения жизненных проблем начинал свою деятельность Территориальный общественный совет посёлка Волдозеро Сегежского муниципального района.  Лесопункт, который базировался в посёлке, был закрыт в 2000 году и жители, а это в основном люди пожилые, бывшие работники лесопункта остались один на один со своими проблемами. Начиналось всё с организации коллективного подвоза дров и обеспечения водой ветеранов. Теперь же совет ставит перед собой задачи не только социальной помощи жителям, но и участвует в различных районных и республиканских программах организации досуга, социального развития и спортивной работы.

         Особо хочется отметить такое незаурядное явление нашей муниципальной общественной жизни как появление Карельской региональной общественной организации «Живая деревня» с центром в старинной карельской деревне Коткозеро Олонецкого национального муниципального района. Идея организации непрерывного образования на селе, особенно для людей среднего и старшего возраста у сельского подвижника директора Коткозерской средней школы А.З.Андрейко созрела ещё в 90-е годы, а с развалом зверосовхоза, являвшегося главным работодателем для жителей села, она только укрепилась. Однако со временем Алексей Захарович со своими коллегами пришёл к пониманию того, что создание образовательной среды невозможно без широкого общественного участия, без обмена опытом, и без использования, наработанного на практике. Так родилась эта общественная организация, которая комплексно решает проблемы деревни, имеет свои филиалы в других поселениях района и сотрудничает с финскими и шведскими коллегами. 

И наконец, следует отметить особый проект реализации гражданской инициативы в области местного самоуправления по программе «Территория устойчивого развития «Приладожье -1». Автором и разработчиком данного проекта является наш карельский учёный, предприниматель из города Сортавала  И.С.Гончаров. Его модель комплексного социально-экономического и культурного развития сельской территории, сбалансированного с окружающей природной средой, нашла отклик в сердцах  его коллег и просто друзей, которые несколько лет назад решили реализовать эту идею на небольшой сельской территории в Приладожье в Сортавальском муниципальном районе. Объединив компактно расположенные три хутора, Иван Станиславович со своими соратниками из Москвы, Санкт-Петербурга и местным населением приступили к реализации данного проекта. Это совершенно новый подход к территориальному устройству поселений и в том числе совершенно новый подход и к организации местного общественного самоуправления.

В целом же подводя итог сказанному, хочется отметить, что главной

движущей силой на пути реализации территориального общественного самоуправления являются, прежде всего, люди с их неуёмной энергией, энтузиазмом идеями и желанием сделать жизнь чуточку лучше. Вне всякого сомнения, территориальное самоуправление, в какой бы форме (формальной или неформальной) оно ни  было  представлено является важнейшим этапом, ступеней на пути к формированию гражданского самосознания, к пониманию того, что многие явления нашей жизни могут быть подвластны нам самим и в решении вопросов местного значения многое граждане могут сделать самостоятельно под свою ответственность. Именно поэтому, не смотря на неопределённость полномочий ТОСов, их общественный характер и сложность определения их правового статуса, в Карелии они становятся силой, которая  на уровне муниципальных образований  оказывает всё большее влияние на социально-политическую жизнь, всё громче заявляет о своих правах и всё чаще участвует в местном самоуправлении. Думаю, что предстоящие в нашем регионе 8 сентября муниципальные выборы наглядно это продемонстрируют.

 

Благодарю за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы к выступлению заместителя Председателя Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления В.М.Войнова по теме:

 «Территориальное общественное самоуправление как фактор формирования общественного самосознания и повышения гражданской ответственности»

 

Слайд 1

Организации территориального общественного самоуправления (ТОС) являются одним из элементов гражданского общества, т.к. их зависимость от системы местного самоуправления как административной структуры незначительна. В то же время, такая форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления как территориальное общественное самоуправление является наиболее приближенным к населению звеном в системе самоуправления, которое может связать органы местного самоуправления с реальными заботами населения и обеспечить защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории (поселок, микрорайон, квартал, деревня, сельский поселок, хутор), из необходимости и неизбежности взаимодействия жителей этой территории с органами муниципального (государственного) управления.

Следует особо обратить внимание на то, что местное самоуправление как важный рычаг влияния общественного самосознания на происходящие процессы общественно политической жизни республики является на наш взгляд фундаментом развития институтов гражданского общества на селе, в лесных посёлках, отдалённых территориях Карелии. В этой связи  вопросам развития самоуправления в целом и его народных проявлений таких, как территориальное общественное самоуправление в частности, мы подходим внимательно, с готовностью помогать в его становлении и развитии.

Слайд 2

         Разрешите весьма бегло осветить структуру местного самоуправления  в республике , представляющую собой 2 городских округа, 16 муниципальных районов, в том числе 3 национальных, а так же 22 городских и 86 сельских поселений.

Слайд 3

Анализ состава представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления показывает, что Карелия не выбивается из общих показателей характерных для остальных территорий Северо-Западного федерального округа и говорит о том, что граждане отдают предпочтение людям, имеющим достаточный образовательный уровень и обладающим жизненным опытом.

Слайд 4

Созданный в июне прошлого года орган исполнительной власти Государственный комитет Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления проводит большую работу по выявлению и распространению лучшего опыта муниципального управления,  в том числе  общественного самоуправления в республике.

Слайд  5

Постоянно действующий совещательный орган при Главе Республики Карелия -  Совет республики (Совет глав и руководителей администраций городских округов и муниципальных районов) является той площадкой, которая позволяет совместно с муниципальным сообществом находить пути поддержки и поощрения общественных инициатив в сфере местного самоуправления. В этой связи рекомендации, выработанные Советом республики для реализации инициатив граждан по созданию ТОСов, используются всем муниципальным сообществом.

Слайд 6

На сегодняшний день в Карелии Территориальное общественное самоуправление в той или иной формальной   и реально действующей форме представлено в 8 населённых пунктах.  Пожалуй, как и в остальных субъектах Российской Федерации, процессы создания территориальных общественных самоуправлений  были связаны с несколькими факторами. Слайд 7

Первый из них, прежде всего, человеческий, зависящий от наличия на данной территории человека, гражданина,  чей авторитет и публичная позиция позволила ему стать лидером общественного мнения, и чей неутомимый энтузиазм и готовность к самопожертвованию ради интересов улицы,  деревни, посёлка, городского микрорайона, явились движущей силой в начале пути формирования общественных инициатив, связанных с созданием  ТОСов. К следующим факторам, я бы отнёс продолжающую ухудшаться производственно-экономическую ситуацию в деревнях и посёлках республики и связанное с данным явлением осложнение общественно-социального положения. На этом фоне создание общественных институтов гражданского общества, позволяющих собственными силами решать насущные проблемы конкретных территорий явилось ответом жителей населённых пунктов на те негативные явления, которые продолжают иметь место в жизни нашего общества.

Однако это было бы не полным перечнем причин, способствующих появлению ТОСов в Карелии. Всё громче и настойчивее заявляют граждане о своих претензиях на обеспечение экологической безопасности своего места жительства, на создание экологически безопасных производств и сохранение окружающей среды,  как фактора устойчивого развития своей малой родины, либо того места, которое выбрано для дальнейшего проживания.

Исходя из этих факторов, как показывает анализ ситуации с общественным самоуправлением в Карелии, и происходит формирование ТОСов в нашей республике.  

Слайд 8

Одним из ярких примеров того как благодаря инициативе одного человека  П.А.Потышева, страстно влюблённого в свою родовую деревню и неравнодушного к её судьбе, является становление и существование сельской общины деревни Пяльма Пудожского муниципального района.

Сайд 9

Сегодня, когда Община «Пяльма», а по сути, с 2001 года Территориальное общественное самоуправление, начиная ещё с 90-годов, прошла нелёгкий путь становления можно говорить о том, что без общественной оценки и одобрения в прилегающих к деревне лесах нельзя осуществлять хозяйственную деятельность, нельзя заниматься выловом рыбы в нерестовой реке Пяльме без соответствующего разрешения.

Слайд 10

Община не только реализует проекты благоустройства своей деревни, содержит деревенский музей,  гостевой дом, деревенскую часовню XVIII века, но и оказывает помощь в ремонтах частных домовладений  и приусадебных построек.

Слайд 11

Другим ярким примером общественной инициативы явилось создание в 2007 году Общественного совета деревни Рыпушкалица Олонецкого национального муниципального района. Деревня эта расположена на самой окраине районного центра и входит в состав Олонецкого городского поселения.

Слайд 12

Некогда, довольно благоустроенная, она была центральной усадьбой местного совхоза. Но в 2003 году совхоз приказал долго жить и в деревне начались серьёзные проблемы с жизнеобеспечением. Не стало освещения на улицах, улицы чистились и ремонтировались от раза к разу, ухудшилось водоснабжение, качество воды вызывало у жителей массу нареканий, пришли в упадок мосты, соединяющие расположенные на разных берегах части деревни.  И вот всё это привело местную жительницу Т.В.Андрееву, бывшего директора этого совхоза, пенсионерку, к решению в своё собственное время, по сути, на свои средства заняться оказанием помощи односельчанам.

Слайд 13

Ею был сформирован Общественный совет деревни, состоящий из пяти, таких же пенсионерок как она сама, и в результате своей деятельности они многого добились. Помимо решения насущных житейских проблем Рыпушкальскому Общественному совету удалось войти в федеральную программу «Реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2011 год» и капитально отремонтировать десять  8-ми квартирных домов в деревне.

Слайд 14

Я сам присутствовал на отчёте данного совета в марте текущего года и видел, с каким воодушевлением жители поддержали работу совета,  приняли решение о  расширении его состава до 8-ми человек и начале работы по созданию полноценного Территориального общественного самоуправления.

Слайд 15

Так же точно с заботы о своих земляках и с решения жизненных проблем начинал свою деятельность Территориальный общественный совет посёлка Волдозеро Сегежского муниципального района.  Лесопункт, который базировался в посёлке, был закрыт в 2000 году и жители, а это в основном люди пожилые, бывшие работники лесопункта остались один на один со своими проблемами.

Слайд 16

Начиналось всё с организации коллективного подвоза дров и обеспечения водой ветеранов. Теперь же совет ставит перед собой задачи не только социальной помощи жителям, но и участвует в различных районных и республиканских программах организации досуга, социального развития и спортивной работы.

Слайд 17

Особо хочется отметить такое незаурядное явление нашей муниципальной общественной жизни как появление Карельской региональной общественной организации «Живая деревня» с центром в старинной карельской деревне Коткозеро Олонецкого национального муниципального района.

Слайд 18

Идея организации непрерывного образования на селе, особенно для людей среднего и старшего возраста у сельского подвижника директора Коткозерской средней школы А.З.Андрейко созрела ещё в 90-е годы, а с развалом зверосовхоза, являвшегося главным работодателем для жителей села, она только укрепилась.

Слайд 19

Однако со временем Алексей Захарович со своими коллегами пришёл к пониманию того, что создание образовательной среды невозможно без широкого общественного участия, без обмена опытом, и без использования, наработанного на практике.

Слайд 20, 21

Так родилась эта общественная организация, которая комплексно решает проблемы деревни, имеет свои филиалы в других поселениях района и сотрудничает с финскими и шведскими коллегами. 

Слайд 22

И наконец, следует отметить особый проект реализации гражданской инициативы в области местного самоуправления по программе «Территория устойчивого развития «Приладожье -1».

Слайд 23

Автором и разработчиком данного проекта является наш карельский учёный, предприниматель из города Сортавала  И.С.Гончаров.

Слайд 24

Его модель комплексного социально-экономического и культурного развития сельской территории, сбалансированного с окружающей природной средой, нашла отклик в сердцах  его коллег и просто друзей, которые несколько лет назад решили реализовать эту идею на небольшой сельской территории в Приладожье в Сортавальском муниципальном районе.

Слайд 25

Объединив компактно расположенные три хутора, Иван Станиславович со своими соратниками из Москвы, Санкт-Петербурга и местным населением приступили к реализации данного проекта.

Слайд 26,27

Это совершенно новый подход к территориальному устройству поселений и в том числе совершенно новый подход и к организации местного общественного самоуправления.

Слайд 28

 

В целом же подводя итог сказанному, хочется отметить, что главной

движущей силой на пути реализации территориального общественного самоуправления являются, прежде всего, люди с их неуёмной энергией, энтузиазмом идеями и желанием сделать жизнь чуточку лучше.

Слайд 29

Вне всякого сомнения, территориальное самоуправление, в какой бы форме (формальной или неформальной) оно ни  было  представлено является важнейшим этапом, ступеней на пути к формированию гражданского самосознания, к пониманию того, что многие явления нашей жизни могут быть подвластны нам самим и в решении вопросов местного значения многое граждане могут сделать самостоятельно под свою ответственность. Именно поэтому, не смотря на неопределённость полномочий ТОСов, их общественный характер и сложность определения их правового статуса, в Карелии они становятся силой, которая  на уровне муниципальных образований  оказывает всё большее влияние на социально-политическую жизнь, всё громче заявляет о своих правах и всё чаще участвует в местном самоуправлении. Думаю, что предстоящие в нашем регионе 8 сентября муниципальные выборы наглядно это продемонстрируют.

Слайд 30

 

Благодарю за внимание!