ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления

ЗА ПЕРИОД С 01.03.2016 ПО 01.05.2016 (№ 2-2016)

 

 

 

   СОДЕРЖАНИЕ:

 

№№

Наименование акта

Страница

1

Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147

"О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы"

…4

2

Федеральный закон от 05.04.2016 N 94-ФЗ

О внесении изменений в статью 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

…4

3

Федеральный закон от 09.03.2016 N 66-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации

…4

4

Правительство Российской Федерации Постановление от 04.04.2016 N 269
"Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (вместе с "Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов")

…5

5

Правительство Российской Федерации Постановление от 26.03.2016 N 236
"О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг"

…6

6

Правительство Российской Федерации Постановление от 18.03.2016 N 208
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения"

…6

7

Правительство Российской Федерации Постановление от 4 апреля 2016 г. N 265

О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства 

…7

8

Правительство Российской Федерации Постановление от 01.04.2016 N 254
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851"

…7

9

Правительство Российской Федерации Постановление от 14.04.2016 N 307
"Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404"

…7

10

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 01.04.2016 N 559-р
«Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы»

…8

11

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 11.04.2016 N 642-р
«Об утверждении перечня показателей, используемых для расчета национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации»

…8

12

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 12.03.2016 N 423-р
О
б утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р

…8

13

Росстат Приказ от 28.03.2016 N 154
"Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики"

…9

14

Федеральная налоговая служба Приказ ФНС России  от 10.03.2016 N ММВ-7-2/122@
"Об утверждении форм и формата представления Информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, Информации о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором в электронной форме, порядка их направления в налоговый орган"

…9

15

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ от 17.03.2016 N 110н
"Об утверждении профессионального стандарта "Градостроитель"

…10

16

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Приказ от 30.12.2015 N 963/пр
"Об утверждении формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и порядка ее предоставления"

…10

17

Конституционный Суд Российской Федерации

Постановление от 12 апреля 2016 г. N 10-П

…10

18

Конституционный Суд Российской Федерации

Постановление от 13 апреля 2016 г. N 11-П

…11

19

Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года

Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

…12

20

Утвержден Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года

Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере

…13

21

Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановление от 24.03.2016 N 7
"О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"

…14

22

Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановление от 29.03.2016 N 11
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"

…14

23

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Приказ от 06.04.2016 N П/0159
"О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 N П/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа"

…15

24

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  от 1 марта 2016 г. N 14-01386/16

…15

25

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  от 4 марта 2016 г. N 10-0774-КЛ

…16

26

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 марта 2016 г. N 19-00351/16

…16

27

Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25 марта 2016 г. N 19-00457/16

…17

28

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра"  от 09.03.2016 N 10-0798-КЛ

…18

29

Федеральная антимонопольная служба России  (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 01.12.2015 N Д28и-3448)

…19

30

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Письмо  от 17 марта 2016 г. N 7513-ОЛ/04

…19

31

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Письмо  от 3 февраля 2016 г. N 14-1/10/В-660

…20

32

Федеральная антимонопольная служба России Письмо  от 24.12.2015 N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета"

…20

 

 

 

 

 

 

 

 

№№

п/п

Номер, Дата и Наименование акта

Краткие характеристики акта

1.       

Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы"

·                   Рекомендовано высшим должностным лицам (субъектов Российской Федерации и руководителям органов местного самоуправления, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 1 июня 2016 г. в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, в которых такие планы имеются, изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими программами (планами).

· Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывать содействие органам местного самоуправления в организации работы по противодействию коррупции;

·                    

2.       

Федеральный закон от 05.04.2016 N 94-ФЗ
О внесении изменений в статью 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

·                   Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

·                   Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

3.       

Федеральный закон от 09.03.2016 N 66-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации

·                   Внесены изменения в Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которым необходимо извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

·                   При проведении выборов в федеральные органы государственной власти перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, государственных и муниципальных периодических печатных изданий, при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации перечень региональных государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, региональных государственных и муниципальных периодических печатных изданий, а при проведении выборов в органы местного самоуправления перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий публикуются организующей выборы, референдум комиссией или указанной в законе нижестоящей комиссией.

·                   При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума орган местного самоуправления не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий.

4.       

Правительство Российской Федерации

Постановление

от 04.04.2016 N 269
"Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"
(вместе с "Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов")

·                   Утвержденные Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

·                   Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

·                   В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек.

·                   Приведен ряд формул конкретных расчетов накопления твердых коммунальных отходов.

5.       

Правительство Российской Федерации

Постановление

от 26.03.2016 N 236
"О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг"

·                   Утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

·                   Рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 г.;

·                   Установлено в частности, что в случае если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе, заявителю обеспечивается возможность выбрать вариант получения результата предоставления услуги в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, независимо от формы или способа обращения за услугой.

6.       

Правительство Российской Федерации

Постановление

от 18.03.2016 N 208
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка разработки и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения"

·                   Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения дополнены новыми требованиями.

·                   Определено, что в случае если создание системы централизованного теплоснабжения (отдельных объектов такой системы) либо реконструкция такой системы (таких объектов) предусмотрены концессионным соглашением, в инвестиционной программе должны определяться плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие достижение установленных концессионным соглашением плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности в установленные им сроки.

·                   В случае наделения органов местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган местного самоуправления в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год.

7.       

Правительство Российской Федерации

Постановление

от 4 апреля 2016 г. N 265

О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства 

 

 

·                   Установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 120 млн. рублей;

малые предприятия - 800 млн. рублей;

средние предприятия - 2 млрд. рублей.

·                   Постановление вступает в силу с 1 августа 2016 г.

8.       

Правительство Российской Федерации

Постановление

от 01.04.2016 N 254
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851"

·                   Изменения утверждены в целях совершенствования процедуры раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

9.       

Правительство Российской Федерации

Постановление

от 14.04.2016 N 307
"Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404"

·                   Утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, состоящий из 3 пунктов с открытым перечнем «иных документов» в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

10.   

Правительство Российской Федерации

Распоряжение

от 01.04.2016 N 559-р
«Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы»

·                   Главным приоритетом контрольно-надзорных органов является повышение уровня безопасности в соответствующих сферах в соответствии с показателями достижения общественно значимого результата. Формирование таких показателей потребует дополнительного анализа и четкого формулирования отраслевых рисков, на минимизацию которых направлено принятие государством и органами местного самоуправления обязательных требований и введение соответствующих видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

·                   На июнь 2016 г. запланировано Нормативное правовое закрепление включения в единый реестр проверок информации о проверках, проводимых: ФАС России при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства; Минюстом России при осуществлении проверок в сфере нотариата; органами государственного контроля (надзора) в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (кроме контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе).

·                   План мероприятий состоит из 78 пунктов и направлен на оптимизацию нормативного регулирования контроль-надзорной деятельности.

11.   

Правительство Российской Федерации

Распоряжение

от 11.04.2016 N 642-р
«Об утверждении перечня показателей, используемых для расчета национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации»

·                   Утвержден Перечень показателей, используемых для расчета национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, состоящий из 44 пунктов, среди которых: Общее количество муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации; Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по субъектам Российской Федерации; Количество утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов; Количество утвержденных генеральных планов; Объем обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации, предоставленным по обязательствам юридических лиц, и объем обязательств по муниципальным гарантиям по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным и т.д.

·                   Рекомендовано исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Банку России представлять в Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, значения показателей по субъектам Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим распоряжением.

12.   

Правительство Российской Федерации

Распоряжение

от 12.03.2016 N 423-р
О
б утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р

·                   План мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р состоит из 39 пунктов.

·                   Предусмотрены: Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания; Совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания в рамках которых будет разработан проект Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров; Развитие кадрового потенциала; Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания; Развитие финансово-экономических механизмов в сфере воспитания; Развитие информационных механизмов в сфере воспитания.

·                   В 2017 году также будут разработаны методических рекомендаций по организационно-методической поддержке деятельности детских движений и ученического самоуправления

13.   

Росстат

Приказ от 28.03.2016 N 154
"Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики"

·                   Органы местного самоуправления, ответственные за работу с молодежью, детские и молодежные общественные объединения предоставляют до 1 февраля органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственному за реализацию государственной молодежной политики информацию по утвержденным формам.

·                   Годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-молодежь предоставляется органами местного самоуправления, ответственными за работу с молодежью, детскими и молодежными общественными объединениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за реализацию государственной молодежной политики. Форма заполняется на основании собственных данных, данных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, коммерческих организаций.

14.   

Федеральная налоговая служба

Приказ ФНС России

от 10.03.2016 N ММВ-7-2/122@
"Об утверждении форм и формата представления Информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, Информации о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором в электронной форме, порядка их направления в налоговый орган"

·                   Утвержденный Порядок применяется при направлении уполномоченными органами в налоговые органы Информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, Информации о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, сведений об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, а также сведений об отмене акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором в электронной форме.

·                   Уполномоченным органом является орган местного самоуправления (орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, определенный нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

·                   Уполномоченные органы направляют Информацию о выявлении нового объекта обложения торговым сбором и Информацию о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором (далее - Информация) в налоговый орган через соответствующие управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления ФНС России).

·                   Приказ описывает требования к XML файлам передачи органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в налоговые органы информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, информации о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также сведений об отмене акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором в электронной форме.

15.   

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Приказ от 17.03.2016 N 110н
"Об утверждении профессионального стандарта "Градостроитель"

·                   Установлено описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) муниципального служащего, осуществляющего функции о области архитектуры и градостроительства.

·                   Приведен перечень необходимых знаний и умений по организации разработки градостроительной документации, организации исследований и изысканий, необходимых для разработки градостроительных решений, организации планирования и проектирования обустройства территорий применительно к конкретному территориальному объекту и др.

16.   

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

Приказ от 30.12.2015 N 963/пр
"Об утверждении формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и порядка ее предоставления"

·                   Порядок предоставления выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций разработан в целях обеспечения заинтересованных лиц сведениями о лицах управляющих организаций, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу решений суда об аннулировании лицензии или вступивших в законную силу постановлений суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.

·                   Утверждены :

а) Форма выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций;

        б) Порядок предоставления выписки из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций

17.   

Конституционный Суд

Российской Федерации

Постановление от 12 апреля 2016 г. N 10-П

 

(о капитальном ремонте)

 

 

·                   Признать положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в многоквартирных домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах, что не исключает необходимость оказания (по крайней мере, в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, причем независимо от избранного собственниками расположенных в них помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае - при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

·                   Признать положение части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющее перечень вопросов, решения по которым должны быть приняты общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в этом доме аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно является элементом единого правового механизма, обеспечивающего реализацию избранного указанными лицами способа участия в финансировании расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, где расположены принадлежащие им помещения, и одновременно направлено на обеспечение как свободы волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, так и достаточности и сохранности средств этого фонда.

18.   

Конституционный Суд

Российской Федерации

Постановление

от 13 апреля 2016 г. N 11-П

 

·                   Проверена конституционность норм, закрепляющих перечень доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц. В числе таких доходов упомянуты госпособия (за отдельными исключениями), выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством.

·                   Отдельно выделен круг компенсационных выплат, связанных с трудовой или служебной деятельностью, а также с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (госслужащего).

·                   Применение этих положений на практике продемонстрировало их неопределенность.
Как указал заявитель, нормы не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, облагаются или нет таким налогом определенные суммы - ежемесячные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий. В частности, ФНС России и ПФР придерживаются противоположных точек зрения. КС РФ счел такую ситуацию недопустимой.

·                   Нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они позволяют облагать налогом подобные выплаты.

·                   Положения Конституции РФ не указывают конкретные способы и объем соцзащиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Регламентация этих вопросов - прерогатива законодателя. При этом он должен основывать свои решения на принципах равенства и справедливости. Так, в Законе о ветеранах выделена отдельная их категория - ветераны боевых действий. Для них предусмотрены различные меры соцподдержки. Ежемесячная выплата является одной из таких мер.

·                   По способу финансирования и по своему предназначению данная выплата не может рассматриваться как принципиально отличающаяся от иных мер соцподдержки таких лиц.
Между тем применение оспариваемых норм приводит к тому, что упомянутые ветераны, получающие подобную выплату, ставятся в различное положение в зависимости от того, получают они ее в полном объеме в денежной форме или направляют часть ее суммы на финансирование предоставления им соцуслуг, а также от того, продолжают они военную или государственную службу иного вида или переходят на пенсию.

·                   Тем самым устанавливается различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев. Этим нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории.
Законодатель должен внести необходимые поправки. До внесения необходимых изменений нормы не могут служить основанием для обложения НДФЛ ежемесячной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.

19.   

Утвержден

Президиумом

Верховного Суда

Российской Федерации

16 марта 2016 года

 

Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

·                   Подлинность подписи депутата представительного органа муниципального образования и (или) избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована.

·                   Региональным законом, закрепляющим дополнительные гарантии избирательных прав кандидатов, определено, что в случае признания подписи депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в листе поддержки кандидата недостоверной осуществляется замена этого листа поддержки иным листом, оформленным в соответствии с этим законом, с подписью того же депутата представительного органа, главы муниципального образования не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

·                   Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

·                   Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с этим федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

20.   

Утвержден

Президиумом

Верховного Суда

Российской Федерации

16 марта 2016 года

 

Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере

·                   В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов и организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

·                   Предметом контроля со стороны антимонопольного органа являются такие действия органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые в результате согласованных действий или соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов); экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

·                    Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

21.   

Пленум Верховного Суда Российской Федерации

Постановление от 24.03.2016 N 7
"О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"

·                    Даны разъяснения следующих положений: Об ответственности и о возмещении убытков; Возмещение убытков при прекращении договора; Возмещение потерь; Ответственность за недобросовестное ведение переговоров; Ответственность за неисполнение обязательства в натуре; Неустойка.

·                    В частности, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.

22.   

Пленум Верховного Суда Российской Федерации

Постановление от 29.03.2016 N 11
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"

·                    Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

·                   Компенсация распространяется на случаи :

нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе:

по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (далее - публично-правовое образование) о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц,

по административным исковым заявлениям, заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования,

по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности (далее - иск к публично-правовому образованию);

возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (далее - иск о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц);

по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.

23.   

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Приказ от 06.04.2016 N П/0159
"О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 N П/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа"

·                   Описываемая схема предназначена для формирования электронного документа - межевого плана, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.

·                   Адрес земельного участка, который вносится на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам, а также описание местоположения земельного участка, в случае отсутствия присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, должны быть представлены в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС).

24.   

Письмо

Министерства экономического развития Российской Федерации

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

 

от 1 марта 2016 г. N 14-01386/16

 

 

О рассмотрении обращения

·                   О критериях определения надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения: в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами;

в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).

25.   

Письмо

Министерства экономического развития Российской Федерации

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

 

от 4 марта 2016 г. N 10-0774-КЛ

 

О рассмотрении обращения

 

·                   О постановке на кадастровый учет здания, помещения: приведен перечень документов, которым должна соответствовать информация об объекте. Уточнено, что остекление лоджии не влечет за собой изменение ее наименования и соответственно изменение общей площади квартир.

·                   Для нежилого помещения (в том числе расположенного в многоквартирном доме) площадь определяется с учетом требований раздела II Требований к определению площади здания, помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 531. Для здания многоквартирного дома, с учетом разъяснений, изложенных в письме Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д23и-3277, площадь определяется с учетом требований раздела III Требований, а именно, общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

·                   Установлено, что для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

26.   

Письмо

Министерства экономического развития Российской Федерации

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

 

от 10 марта 2016 г. N 19-00351/16

 

О рассмотрении обращения

 

 

·                   О проведении государственной экспертизы землеустроительной документации: экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства. Таким образом, проведение экспертизы зависит от принятия соответствующих решений, либо подачи заявления заинтересованными лицами.

·                   Вместе с тем Росреестр письмами от 26.11.2014 N 19-исх/13666-СМ/14 и от 05.10.2015 N 19-исх/14327-СМ/15 направлял свою позицию которая заключается в том, что территориальный орган Росреестра вправе инициировать проведение указанной экспертизы, в особенности касаемо поступающих документов в отношении границ административно-территориальных образований, территориальных зон и их частей, которые не должны пересекаться с границами земельных участков.

·                   Государственная экспертиза землеустроительной документации проводится соответственно в отношении землеустроительной документации, то есть, например, в отношении землеустроительного дела по описанию границ территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, поступившего в территориальный орган Росреестра для включения его в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Государственная экспертиза землеустроительной документации, составленной в отношении территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ, также может быть проведена при наличии соответствующих решений или заявления.

·                   Порядок информационного взаимодействия, установленный статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", распространяется в том числе на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки, в том числе утвержденных до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости".

27.   

Письмо

Министерства экономического развития Российской Федерации

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

 

от 25 марта 2016 г. N 19-00457/16

 

·                   О зонах с особыми условиями использования территории, в том числе охранных зонах сооружений: с 01.01.2016 сведения о зонах должны вноситься в порядке информационного взаимодействия в том числе на основании документа, содержащего текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны, в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

·                   С 01.01.2016 в связи с вступлением в силу Закона N 252-ФЗ землеустроительные работы по описанию местоположения границ зон, не проводятся, землеустроительная документация в отношении зон, не формируется.

Заполнение карты (плана) объекта землеустройства, составленной в отношении зоны, целесообразно осуществлять по аналогии с заполнением такой карты (плана), составленной в отношении объекта землеустройства, за исключением указания сведений о сдаче документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. При этом на титульном листе карты (плана) объекта землеустройства в реквизите "наименование объекта землеустройства" следует указывать наименование зоны.

·                   Данные рекомендации доведены до территориальных органов Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра".

28.   

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра"

 

от 09.03.2016 N 10-0798-КЛ


"Для учета в работе"
(вместе с <Письмом> Росреестра от 03.11.2015 N 14-10250/15 "О рассмотрении обращения")

·                   Об исполнении судебных решений: вступившие в законную силу решения суда, обязывающие орган кадастрового учета осуществить какие-либо действия, подлежат исполнению после их поступления в орган кадастрового учета (надлежащим образом оформленная копия такого решения суда может быть, как представлена в орган кадастрового учета заинтересованным лицом, так и направлена судом, вынесшим такое решение, в установленном действующим законодательством порядке).

·                   При поступлении из суда в установленном порядке в орган кадастрового учета вступившего в законную силу решения суда, обязывающего орган кадастрового учета совершить действия, которые не требуют представления документов, без которых согласно законодательству их невозможно осуществить (например, по снятию с кадастрового учета объекта недвижимости), полагаем, что орган кадастрового учета должен осуществить соответствующие действия без соответствующего заявления и истребования каких-либо дополнительных документов.

·                   Вместе с тем, исполнение решения суда (то есть внесение соответствующих сведений/изменений в государственный кадастр недвижимости) органом кадастрового учета не должно приводить к нарушению требований действующего законодательства, в частности, Закона о кадастре, а также прав и законных интересов других лиц (правообладателей смежных земельных участков и т.д.) (например, если внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка приведет к пересечению его границ с границами смежных земельных участков).

·                   Положениями Закона о кадастре не предусмотрена обязанность органа кадастрового учета самостоятельно запрашивать в суде вступившие в силу судебные акты.

29.   

Федеральная антимонопольная служба России

 (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 01.12.2015 N Д28и-3448)

·                   По вопросу равнозначности выписки из ЕГРЮЛ в бумажном виде и выписки в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа, при проведении запроса котировок.

·                   Победитель запроса котировок обязан представить заказчику в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. В случае непредставления указанных документов такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. Выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью. Таким образом, выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанные электронной подписью налогового органа, равнозначны выпискам из ЕГРЮЛ на бумажном носителе с печатью и подписью должностного лица налогового органа и могут быть представлены заказчику победителем запроса котировок.

30.   

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

 

Письмо

от 17 марта 2016 г. N 7513-ОЛ/04

 

 

·                   Собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

·                   В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.

·                   В случае установления органами местного самоуправления собственникам помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из групп многоквартирных домов, такая плата может не учитывать особенности конкретного многоквартирного дома.

·                   В случае установления органами местного самоуправления собственникам помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения исходя из необходимых услуг, установленных в объеме не менее чем минимальный перечень, такой размер платы является более экономически эффективным в управлении для каждого многоквартирного дома.

31.   

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Письмо

от 3 февраля 2016 г. N 14-1/10/В-660

 

·                   По вопросу о сроках выплаты заработной платы, а также о размере выплаты заработной платы за полмесяца: заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

·                   Трудовой Кодекс РФ устанавливает требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей заработной платы при регламентации относительно вопроса конкретных сроков ее выплаты на уровне работодателя. Однако работодателю, кроме формального выполнения требований статьи 136 Кодекса о выплате заработной платы не реже двух раз в месяц, при определении размера выплаты заработной платы за полмесяца следует учитывать фактически отработанное сотрудником время (фактически выполненную им работу).

·                   При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (часть 8 статьи 136 Кодекса).

32.   

Федеральная антимонопольная служба России

Письмо

от 24.12.2015 N ИА/74666/15
"О применении "четвертого антимонопольного пакета"

·                   Уточнены положения:

о «вертикальных соглашениях»; отдельных критериях, позволяющих отнести юридических и физических лиц к одной группе; сферы применения запрета злоупотребления доминирующим положением; условия признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта; расширение перечня случаев принятия правил недискриминационного доступа; вопросы согласования с антимонопольным органом соглашений о совместной деятельности, заключаемых между конкурентами; развитие института пресечения недобросовестной конкуренции; расширение перечня антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений; расширение применения института предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства; расширение применения института предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; Уточнение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и др.