Обзор изменений федерального законодательства и законодательства Волгоградской области в сфере местного самоуправления

за I квартал 2016 года

 

Часть 1. Изменения в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

1.         Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. № 17-ФЗ внесена поправка в статью 74 Федерального закона № 131-ФЗ:

·           Уточнено одно из оснований отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации – за нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ранее – за нецелевое расходование субвенций из федерального или регионального бюджета).

 

Часть 2. Изменения в федеральном нормативно-правовом регулировании, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации

 

Федеральные законы

 

1.         Федеральный закон от 02 марта 2016 г. № 43-ФЗ

В Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» закреплены следующие сроки временного хранения документов по личному составу:

·           Документы по личному составу, созданные до 2003 года, хранятся:

1) в органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования муниципальных архивов архивными документами, - в течение 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

2) в муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, - с даты поступления и до истечения 75 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

3) в иных организациях - не менее 75 лет со дня создания.

·           Документы по личному составу, созданные начиная с 2003 года, хранятся:

1) в органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования муниципальных архивов архивными документами, - в течение 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

2) в муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, - с даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

3) в иных организациях - не менее 50 лет со дня создания.

 

2.         Федеральный закон от 02 марта 2016 г. № 49-ФЗ (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

·           В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплены следующие права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма:

- реализация мер по развитию приоритетных направлений развития туризма на территориях муниципальных образований, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;

- содействие созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях муниципальных образований, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;

- организация и проведение мероприятий в сфере туризма на муниципальном уровне;

- участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;

- содействие в создании и функционировании туристских информационных центров на территориях муниципальных образований.

 

Подзаконные нормативно-правовые акты

(постановления, распоряжения, приказы федеральных органов исполнительной власти)

 

1.         Приказ Минюста России от 22 января 2016 г. № 13

Утвержден Порядок проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований:

·           Предусмотрено, что Территориальный орган Минюста России проводит внеплановую проверку на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) глав администраций и специально уполномоченных должностных лиц, имеющих право совершать нотариальные действия (далее - должностные лица местного самоуправления). Такая информация может содержаться в:

- обращениях и жалобах граждан и организаций, поступивших в территориальный орган Минюста России;

- публикациях в средствах массовой информации;

- запросах Минюста России, обращениях и запросах других органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

·           Закреплено, что решение о проведении внеплановой проверки принимается начальником территориального органа Минюста России в виде распоряжения не позднее 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Минюста России информации о нарушении законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления. Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания такого распоряжения в прокуратуру субъекта Российской Федерации направляется письмо о согласовании проведения внеплановой проверки.

·           Закреплен порядок проведения внеплановой документарной и выездной проверки.

·           По результатам проведенной проверки в течение 3 рабочих дней со дня ее окончания составляется справка и принимается одно из следующих решений:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

3) направить должностному лицу местного самоуправления рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

·           Предписание, представление, рекомендации начальника территориального органа Минюста России незамедлительно направляются в соответствующий орган местного самоуправления, их копии также в течение 5 рабочих дней направляются в прокуратуру субъекта Российской Федерации и в течение 1 месяца подлежат размещению на официальном сайте территориального органа Минюста России.

·           Сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц направляются органом местного самоуправления в территориальный орган Минюста России не позднее 20 рабочих дней со дня получения предписания, представления или рекомендации.

 

Часть 3. Изменения в нормативно-правовом регулировании Волгоградской области, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления.

 

Законы Волгоградской области

 

1.         Закон Волгоградской области от 14 марта 2016 г. № 8-ОД «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Волгоградской области»

Законом закреплен порядок назначения, подготовки к проведению и проведения опроса граждан органами местного самоуправления.

 

2.         Закон Волгоградской области от 17 марта 2016 г. № 13-ОД «Об осуществлении органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан»

Закон регламентирует отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области следующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ;

2) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;

3) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

 

Постановления Администрации Волгоградской области

 

1.         Постановление Администрации Волгоградской области от 08 февраля 2016 г. № 34-п «О региональной информационной системе обеспечения территориального планирования и развития Волгоградской области»

·           Документ регламентирует цели, задачи, структуру, порядок создания и функционирования региональной информационной системы обеспечения территориального планирования и развития Волгоградской области (далее – Система).

·           Система включает в себя сведения:

о документах территориального планирования Российской Федерации;

о документах территориального планирования Волгоградской области;

о документах территориального планирования муниципальных образований;

о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;

о документации по планировке территории;

о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

геодезические и картографические материалы;

об административно-территориальном устройстве Волгоградской области;

об объектах федерального, регионального и местного значения, в том числе зданиях, сооружениях, линейных объектах, помещениях, расположенных на территории Волгоградской области;

о территориях объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе вновь выявленных объектах культурного наследия;

об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области;

схемы размещения рекламных конструкций, схемы систем инженерной инфраструктуры и иные схемы, разрабатываемые в соответствии с действующем законодательством;

адресный реестр;

материалы лесоустройства;

картографические материалы;

иные сведения, определяемые комитетом строительства Волгоградской области (далее именуется - Оператор).

 

2.         Постановление Администрации Волгоградской области от 01 марта 2016 г. № 91-п «О мерах по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области»

Постановлением рекомендовано:

·           органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области:

1) до 11 апреля 2016 г. представить в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области информацию, необходимую для подготовки сводного плана мероприятий по обращению с ТКО, в том числе:

а) предложения по созданию системы сбора и транспортирования ТКО до объектов приема отходов [площадок временного накопления ТКО (далее именуются - площадки ТКО), полигонов ТКО, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее именуются - полигоны ТКО)], в том числе с указанием:

мест накопления ТКО;

сведений об операторах по сбору и транспортированию ТКО;

мест площадок ТКО;

б) предложения по созданию площадок ТКО, в том числе с указанием:

технических характеристик площадок ТКО (включая мощность, способ накопления ТКО, максимальный срок накопления ТКО);

информации о месте расположения площадки ТКО, формировании земельного участка;

расчета стоимости создания площадки ТКО, источников финансирования;

сроков создания площадок ТКО;

в) сроки начала реализации системы сбора и транспортирования ТКО до объектов приема отходов;

г) мероприятия, направленные на повышение культуры населения в сфере обращения с ТКО;

2) в рамках полномочий по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО осуществлять реализацию на территории муниципальных районов и городских округов Волгоградской области сводного плана мероприятий по обращению с ТКО;

3) представлять в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации сводного плана мероприятий по обращению с ТКО на территории муниципального образования Волгоградской области.

·           органам местного самоуправления городских и сельских поселений Волгоградской области в рамках полномочий по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО принять участие в реализации сводного плана мероприятий по обращению с ТКО.

 

Постановления и распоряжения Губернатора Волгоградской области

 

1.         Постановление Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2016 г. № 191 «О мерах по усилению охраны лесов от пожаров в 2016 году»

Постановлением рекомендовано главам муниципальных образований Волгоградской области до 15 апреля 2016 г.:

организовать работу по созданию системы противопожарных барьеров, защитных полос вокруг населенных пунктов, садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений, территории которых подвержены угрозе лесных пожаров, путем ликвидации горючего материала и (или) нанесения на него огнезащитных составов;

оказывать содействие лесничествам в организации патрулирования лесов и прилегающих к ним территорий, а также в обеспечении лесничеств техникой для проведения данных мероприятий;

принять меры по формированию подразделений добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, сельскохозяйственных и иных организациях;

в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесах организовать патрулирование земель сельскохозяйственного назначения с целью недопущения пожаров;

доводить до сведения населения информацию о лесопожарной обстановке и разъяснять меры пожарной безопасности, в том числе через средства массовой информации.

 

Приказы

исполнительных органов государственной власти Волгоградской области

 

1.         Приказ комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 14 марта 2016 г. № 52 «О мерах пожарной безопасности в весенне-летний период с 30 марта 2016 года по 31 октября 2016 года»

Приказом рекомендовано:

·           Органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области в целях защиты населенных пунктов и исключения перехода огня на населенные пункты при возникновении лесных и ландшафтных пожаров Волгоградской области:

до 01 апреля 2016 г. провести заседания комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований по вопросам подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду;

организовать проведение рейдов с целью осуществления контроля за противопожарным обустройством населенных пунктов и прилегающих территорий, мест отдыха населения с привлечением представителей органов внутренних дел, казачьих и добровольных пожарных формирований, представителей средств массовой информации;

организовать проведение опашки населенных пунктов, обеспечив ширину опашки от прилегающих лесных массивов не менее 15 метров, степных зон - не менее 5 метров;

в течение пожароопасного периода обеспечить поддержание опашки в надлежащем состоянии, а также осуществлять обкос и уборку растительности по краям опашки шириной не менее 3 метров.

·           Органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в пределах предоставленных полномочий:

организовать информирование населения, в том числе через электронные и печатные средства массовой информации, о соблюдении правил пожарной безопасности в быту, в лесных массивах и местах отдыха, а также о действиях в случае возникновения пожаров;

провести проверки технического состояния имеющейся выездной техники, используемой в целях пожаротушения, и при необходимости принять меры по ее ремонту;

принять меры по созданию резервов финансовых средств, материальных ресурсов и горюче-смазочных материалов для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, в том числе при борьбе с лесными и степными пожарами;

организовать незамедлительную передачу информации дежурному диспетчеру отдела оперативной работы диспетчерской службы центра управления сетями Волго-Донского предприятия магистральных электрических сетей по телефону (8-8442) 74-23-52, мобильному телефону 8-902-386-16-25 о фактах возникновения пожаров под воздушными линиями электропередач или вблизи них;

принять меры по созданию подразделений добровольной пожарной охраны в неприкрытых пожарными подразделениями населенных пунктах Волгоградской области;

организовать очистку полос отвода железных и автомобильных дорог от валежника, порубочных остатков и кустарника и другого горючего мусора;

организовать проведение в сельских населенных пунктах собраний (сходов) населения по вопросам пожарной безопасности;

на подведомственных территориях принять меры по:

- недопущению использования противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями, пожарных проездов и подъездов к зданиям и пожарным водоисточникам под складирование материалов и оборудования, для стоянки (парковки) транспорта и размещения скирд (стогов) грубых кормов и других горючих материалов, в том числе и под воздушными линиями электропередач;

- своевременному проведению очистки территорий, а также участков, прилегающих к жилым домам, дачным и иным постройкам, от горючих отходов, мусора, сухой травы, камыша и так далее;

- недопущению сжигания стерни и пожнивных остатков, разведения костров, особенно в непосредственной близости от зданий, сооружений, линий электропередач, земель сельскохозяйственного назначения, загородных оздоровительных учреждений;

- недопущению землепользователями при выполнении работ по уборке сельскохозяйственной продукции размещения стогов и копен в охранной зоне воздушных линий электропередач;

- оборудованию естественных и искусственных водоисточников (рек, озер, прудов и тому подобное), расположенных в радиусе 200 метров от населенных пунктов и объектов, подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды;

- установлению особого противопожарного режима на подведомственных территориях в случае ухудшения пожароопасной обстановки.

·           Главам муниципальных образований Волгоградской области совместно с профсоюзными органами, территориальными органами социального страхования, собственниками загородных детских оздоровительных лагерей и других объектов, связанных с летним отдыхом детей (далее именуются - лагеря отдыха), в пределах предоставленных полномочий:

до начала летнего оздоровительного периода привести лагеря отдыха в соответствие с требованиями пожарной безопасности, в том числе:

провести проверки технического состояния и при необходимости принять меры к восстановлению исправности внутреннего и наружного инженерного оборудования (электросетей, средств телефонной связи и радиосвязи, систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре), внутреннего противопожарного водопровода зданий и наружных источников противопожарного водоснабжения, обеспечить подъезды к естественным водоисточникам для установки пожарных автомобилей и забора воды;

обеспечить здания и помещения первичными средствами пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения о пожаре;

создать системы противопожарных барьеров, огнепреградительных защитных полос на участках, прилегающих к лесным и степным массивам;

до начала летнего оздоровительного периода организовать комиссионный прием готовности лагерей отдыха к началу летнего оздоровительного сезона с участием представителей государственного пожарного надзора;

обеспечить лагеря отдыха организационно-методическими документами по обеспечению пожарной безопасности (инструкциями о мерах пожарной безопасности, планами эвакуации, табелями боевого расчета);

перед началом каждой смены (заездом детей) проводить с персоналом лагерей отдыха противопожарные инструктажи, в том числе по действиям при возникновении пожаров как на территории лагерей отдыха, так и в прилегающих лесных (степных) массивах;

обеспечить лагеря отдыха передвижной техникой (пожарными автомобилями или мотопомпами с набором необходимого пожарно-технического вооружения) для подачи воды на тушение пожаров в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

провести дополнительные мероприятия по усилению мер пожарной безопасности при ухудшении пожароопасной обстановки и (или) установлении особого противопожарного режима (запретить пользоваться открытыми источниками огня, разжигать костры, организовать регулярный обход территории работающим персоналом или членами добровольной пожарной охраны, регулярный полив травяной растительности, оборудовать пункты хранения противопожарного инвентаря).

·           Главам муниципальных образований Волгоградской области совместно с руководителями жилищно-эксплуатационных организаций, организаций, управляющих многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья:

организовать проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами о необходимости установки в жилых помещениях автономных оптико-электронных дымовых извещателей со встроенным звуковым и световым оповещением о пожаре.

 

2.         Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 17 февраля 2016 г. № 02-н «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Волгоградской области»

Приказом закреплено:

·           Уполномоченным органом по координации и организационно-методическому обеспечению деятельности ярмарок является комитет промышленности и торговли Волгоградской области (далее именуется - уполномоченный орган), который оказывает методическую и информационную поддержку органам местного самоуправления в вопросах организации и проведения ярмарок на территории Волгоградской области.

·           Перечень мест организации ярмарок на территории муниципального района (городского округа) Волгоградской области формируется органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Волгоградской области по форме согласно приложению 1.

Утвержденный Перечень размещается в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Волгоградской области и не позднее 15 марта 2016 года направляется в уполномоченный орган для формирования Сводного перечня, формируемого до 1 апреля 2016 года по форме согласно приложению 2.

·           Орган местного самоуправления имеет право вносить изменения в Перечень, закреплен порядок внесения изменений.

·           Закреплены требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках.

 

3.         Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04 февраля 2016 г. № 14-ОД «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области»

·           Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема), разработанной и утвержденной в соответствии с Порядком.

·           Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без оформления земельно-правовых отношений, на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемых между органом местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, получившими право на размещение нестационарных торговых объектов в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования.

·           Схемой должно предусматриваться размещение не менее чем 60 процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

·           Для организации работы по разработке или изменению схемы орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию.

·           Схема утверждается на период до пяти лет.

·           Утвержденная органом местного самоуправления схема подлежит официальному опубликованию и не позднее 10 календарных дней после утверждения в электронном виде представляется в комитет промышленности и торговли Волгоградской области с приложением информации о количестве нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства.

·           Закреплен порядок внесения изменений в схему.