ОБЗОР
изменений
федерального
законодательства
и законодательства
Волгоградской
области,
затрагивающих вопросы организации местного
самоуправления
за
IV квартал 2018 – I квартал
2019 г.
Март 2019 г.
Содержание:
Часть 1.
Изменения в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ»
Часть 2.
Изменения в федеральном законодательстве, затрагивающие вопросы организации
местного самоуправления
Часть 3. Изменения в законодательстве
Волгоградской области, затрагивающие вопросы организации местного
самоуправления
Часть 1. Изменения в Федеральном законе от
06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ»
1. Федеральным
законом от 30.10.2018 г. № 382-ФЗ внесено следующее изменение:
• Осуществляющим полномочия на постоянной
основе депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному
должностному лицу местного самоуправления разрешено участвовать в управлении
профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке.
2. Федеральным
законом от 30.10.2018 г. № 384-ФЗ внесено следующее изменение:
• В отношении главы муниципального
образования, избранного представительным органом муниципального образования из
числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, установлен
запрет одновременно исполнять полномочия председателя представительного
органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
• Уставы сельских поселений,
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
подлежат приведению в соответствие с положениями закона в срок до 1 января 2020
года.
3. Федеральным
закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ внесено следующее изменение:
• В статьях 14.1, 16.1 Закона (права
органов местного самоуправления поселения, городского округа на решение
вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения) термин
“мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных” заменен
термином “деятельность по обращению с животными без владельцев”.
4. Федеральным
законом от 27.12.2018 г. № 556-ФЗ внесено следующее изменение в статью 27
Федерального закона:
• Определение территориального
общественного самоуправления изложено в новой редакции:
«Под
территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан
по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской
территории города федерального значения, городского округа, внутригородского
района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах
(либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы
территории, на которой осуществляется территориальное общественное
самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на
соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской
территории города федерального значения, городского округа, внутригородского
района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на
части их территории) - представительным органом муниципального района.».
Ранее
муниципальный район такими полномочиями не обладал.
Часть 2. Изменения
в федеральном законодательстве, затрагивающие вопросы организации местного
самоуправления
1. Федеральным
законом от 27.12.2018 г. № 566-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований":
• В порядке, определяемом законами
субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований наделены
правом заключать соглашения с контрольно-счетными
органами субъектов РФ о передаче им полномочий по осуществлению внешнего
муниципального финансового контроля.
• Закон дополнен положением, согласно
которому в случае передачи материалов контрольных мероприятий в
правоохранительные органы, указанные органы обязаны предоставлять
контрольно-счетному органу информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях
по переданным контрольно-счетным органом материалам.
2. Федеральным
законом от 27.12.2018 г. № 559-ФЗ внесены изменения в статью 7 Федерального
закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных
органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и
статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской
Федерации":
• Установлен
запрет гражданам, замещающим должности председателя, заместителя
председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального
образования, состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги,
дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги
детей) с председателем представительного органа муниципального образования,
главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями
судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории
соответствующего муниципального образования (ранее такой запрет касался любых муниципальных должностей,
теперь – только замещающим должности председателя,
заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа).
• Аналогичная поправка внесена в статью 13
Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
3. Федеральным
законом от 27.12.2018 г. № 520-ФЗ внесена поправка в УК РФ:
• УК РФ дополнен статьей 200.6 «Заведомо
ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Если
такое деяние повлекло причинение крупного ущерба, предусматривается штраф в
размере до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до одного либо
лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового.
То же
деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или
смерть человека. наказывается
штрафом до пятисот тысяч рублей, принудительными работами на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
четырех лет или без такового.
Деяние,
повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается ограничением
свободы на срок до четырех лет, принудительными работами на срок до четырех лет
либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без
такового.
4. Федеральным
законом от 27.12.2018 г. № 510-ФЗ внесено изменение в КоАП РФ:
• КоАП РФ дополнен
статьей 7.32.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указанное
деяние, если оно не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до
пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного
года; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
• Дела по указанной статье рассматриваются
судьями. Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых
устанавливается законами субъектов РФ, вправе составлять протоколы об
административных правонарушениях по данной статье.
5. Федеральным
законом от 27.12.2018 г. № 508-ФЗ внесено следующее изменение в Федеральный закон "Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
• Допускается перераспределение полномочий
органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в
области осуществления дорожной деятельности в порядке, предусмотренном частью
1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
6. Принят
Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам
ребенка в Российской Федерации":
• Закреплено, что Уполномоченный
взаимодействует, в том, числе, с органами местного самоуправления и
должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.
• Уполномоченный вправе:
-
создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и
иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать
для участия в их работе, в том числе, должностных лиц органов местного
самоуправления.
-
запрашивать и получать от органов местного самоуправления и должностных лиц
необходимые сведения, документы и материалы.
-
посещать органы местного самоуправления.
-
обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления,
должностных лиц в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что
оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному
правовому акту РФ, нарушают права и законные интересы детей.
-
направлять в органы местного самоуправления мотивированные предложения об
издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные
правовые акты изменений, признании НПА утратившими
силу в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей.
7. Принят
Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с
животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации".
• Законом закреплено, что органы
государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в
области обращения с животными органы местного самоуправления. Полномочия
органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в
соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.
• Решение об определении мест для выгула
животных принимается органами местного самоуправления.
• Приюты для животных могут быть, в том
числе, муниципальными.
• Вводится должность общественного
инспектора в области обращения с животными, который вправе подготавливать по
результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять
его на рассмотрение в органы местного самоуправления, муниципальные
организации. Инспектор обязан не создавать препятствия деятельности органов
местного самоуправления, муниципальных организаций, осуществляющих публичные
полномочия.
8. Федеральным
законом от 30.10.2018 г. № 382-ФЗ внесено следующее изменение в Федеральный
закон "О муниципальной службе в Российской Федерации":
• Закон дополнен следующим ограничением,
связанным с муниципальной службой:
Муниципальный
служащий, являющийся руководителем, в целях исключения конфликта интересов в
органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии не может
представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе
данного органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии в
период замещения им указанной должности.
9. Федеральным
законом от 11.10.2018 г. № 367-ФЗ и Федеральным законом от 30.10.2018 г. №
377-ФЗ закреплены следующие изменения в законодательство о собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях:
• В случае отказа от проведения публичного
мероприятия не позднее чем за 1 день до дня его
проведения организатор публичного мероприятия принять меры по информированию
граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта РФ
или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении
публичного мероприятия, о принятом решении.
• Невыполнение указанной обязанности
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до
двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч
рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
• Протоколы об административном
правонарушении по данной статье уполномочены составлять должностные лица
органов внутренних дел (полиции).
10. Постановлением Правительства РФ от
21.12.2018 г. № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для
управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений
в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный
способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
11. Постановлением Правительства РФ от
26.12.2018 г. № 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению
органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований,
установленных муниципальными правовыми актами.
12. Распоряжением Правительства РФ от
27.12.2018 г. № 2950-р утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года
Концепцией
закреплено:
• Содействие развитию добровольчества (волонтерства) органами государственной власти и органами
местного самоуправления планируется осуществлять в следующих направлениях:
-
создание условий, обеспечивающих востребованность деятельности добровольческих
(волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров);
-поддержка
добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров);
-
формирование и развитие инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтерства).
• На уровне государственной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления необходимы:
-
формирование координационных органов по поддержке добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации,
муниципальных районах и городских округах;
-
расширение практики привлечения добровольцев (волонтеров) к деятельности
государственных и муниципальных учреждений, распространение лучших практик в
этой сфере через проведение мониторинга;
-
содействие в привлечении добровольцев (волонтеров) к участию в решении вопросов
местного значения.
13. Приказом Минстроя России от 24.01.2019 г.
№ 34/пр утверждены формы
уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и
уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства.
14. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 г.
№ 153/пр утверждены
Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных
участков, на которых расположены многоквартирные дома.
• Методические рекомендации разработаны в
целях оказания методологического содействия органам государственной власти и
органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных
участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были
образованы ранее.
• Органам местного самоуправления
рекомендуется провести следующие мероприятия:
1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в
соответствии с которым определяются границы земельного участка (участков), на
котором (на которых) расположен многоквартирный дом (дома);
2)
провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления
государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (;
3)
представить в орган регистрации прав документы, необходимые для осуществления
государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (участков).
• Даны рекомендации по определению
местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный
дом, а также размера образуемого земельного участка.
• Уполномоченным органам рекомендуется
образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной
инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в
многоквартирном доме.
Часть
3. Изменения в законодательстве Волгоградской области, затрагивающие вопросы
организации местного самоуправления.
1. Законом
Волгоградской области от 17.12.2018 г. № 137-ОД внесены следующие изменения в
Закон Волгоградской области от 01 июля 2009 г. № 1908-ОД "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации на территории Волгоградской области":
• Изложена в новой редакции статья «Зоны охраны объектов культурного наследия». В частности:
- исключена категория «границ зон охраны объектов культурного наследия» (теперь утверждаются не границы зон, а непосредственно зоны);
- введено положение о том, что решение о прекращении существования зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения принимается областным органом охраны объектов культурного наследия;
- введено положение о том, что зоны охраны объекта культурного наследия прекращают существование также в случае исключения объекта культурного наследия из реестра.
2. Принят
Закон Волгоградской области от 25.12.2018 г. № 158-ОД "Об отдельных
вопросах в сфере организации дорожного движения на территории Волгоградской
области".
• Законом закреплено, что к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере организации дорожного движения относится, в частности:
- согласование комплексных схем организации дорожного движения, разрабатываемых для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо их частей, а также для территорий нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений, имеющих общую границу;
- согласование проектов организации дорожного движения, разрабатываемых для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования.
3. Законом
Волгоградской области от 31.01.2019 г. № 3-ОД внесены следующие изменения в
Закон Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 123-ОД "О предоставлении
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, в собственность граждан бесплатно":
• Признаны утратившими силу следующие положения:
«Очередность постановки граждан на учет определяется по дате подачи ими заявлений. В случае подачи заявлений несколькими гражданами в один день очередность постановки граждан на учет определяется по времени (часы, минуты) принятия заявлений. Очередность предоставления земельных участков определяется по порядковому номеру гражданина, под которым он поставлен на учет.»
• Закон дополнен положением, согласно которому принятый на учет гражданин, имеющий трех и более детей, не подлежит снятию с учета и сохраняет право на получение земельного участка в собственность бесплатно в случае смерти ребенка (детей), если смерть наступила не в результате виновных действий (бездействия) гражданина, состоявшего на учете. Аналогичное положение закреплено в случае смерти ребенка-инвалида и проживающего с ним совместно.
• Признана утратившей силу статья 6 Закона, регламентирующая особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан.
• Изменен порядок образования земельных участков в целях их последующего предоставления гражданам в собственность бесплатно. Так, теперь образование земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете, осуществляется по инициативе граждан, с учетом соблюдения требований о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков (ранее - мероприятия по подбору и формированию земельных участков осуществлялись уполномоченным органом. Для этого создавалась специальная комиссия по выбору (распределению) земельных участков).
• Изменен порядок принятия уполномоченным органом решений о предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно. Так, в частности:
- исключено положение об очередности предоставления земельных участков и об учете предполагаемой цели использования земельного участка;
- граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который не поставлен на государственный кадастровый учет, либо границы которого подлежат уточнению, подают в уполномоченный орган по месту постановки на учет заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Примерная форма такого заявления устанавливается КУГИ Волгоградской области.
- рассмотрение заявления осуществляется в порядке очередности их поступления в зависимости от даты и времени их поступления. Решение уполномоченного органа принимается и направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня поступления от гражданина документов.
- устанавливается четкий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
-на основании решения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка, и постановку его на государственный кадастровый учет в срок не позднее чем через 12 месяцев с даты принятия решения о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Гражданин, состоящий на учете, вправе по своей инициативе обеспечить выполнение соответствующих кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка.
- О постановке земельного участка на государственный кадастровый учет уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней уведомляет гражданина путем размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации, а также направляет письменное уведомление в адрес гражданина. В течение 90 дней со дня такого гражданин имеет право подать заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченный орган по месту постановки на учет. В срок не более чем 30 дней со дня поступления данного заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в его предоставлении.
4. Принят
Закон Волгоградской области от 14.02.2019 г. № 6-ОД "Об отдельных вопросах
в сфере приграничного сотрудничества в Волгоградской области"
• Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества".
• Закреплено ,что к полномочиям Администрации Волгоградской области в сфере приграничного сотрудничества относятся, в частности:
- определение порядка согласования органами местного самоуправления с Администрацией Волгоградской области проектов соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований;
- оказание содействия органам местного самоуправления и координация деятельности указанных органов в сфере приграничного сотрудничества
• Закреплен порядок и сроки направления органами местного самоуправления предложений к проекту соглашения о приграничном сотрудничестве Волгоградской области, порядок регистрации таких соглашений.
5. Законом
Волгоградской области от 15.02.2019 г. № 10-ОД внесены изменения в Закон
Волгоградской области от 04 августа 2005 г. № 1096-ОД "О порядке признания
граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма
жилых помещений":
• изменен перечень документов, направляемых гражданином (членами его семьи) в целях признания малоимущими в уполномоченные органы.
• орган местного самоуправления в течение 30 дней с даты принятия документов рассматривает их и принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина малоимущими. Принятое решение оформляется в виде заключения, форма которого устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области. В случае принятия решения об отказе в признании малоимущими в заключении указываются основания принятия такого решения. Не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения орган местного самоуправления направляет (вручает) заявителю заключение.
• Закон дополнен статьей 2.1 «Сохранение статуса малоимущего за гражданами, признанными таковыми в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». В случае изменения состава семьи, а также каждые 5 лет с момента признания малоимущими орган местного самоуправления производит переоценку размера среднемесячного дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению. Независимо от этого срока непосредственно перед заключением договора социального найма жилого помещения органом местного самоуправления производится переоценка за период, равный 12 месяцам, предшествующим месяцу направления запроса.
Для проведения переоценки орган местного самоуправления направляет гражданам, признанным малоимущими, запрос о предоставлении документов, установленных перечнем документов. По результатам рассмотрения документов орган местного самоуправления принимает решение о сохранении за гражданами статуса малоимущего либо об отказе в его сохранении. Решение, принятое органом местного самоуправления, оформляется в виде заключения о сохранении (об отказе в сохранении) за гражданином статуса малоимущего, форма которого устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области.
6. Законом
Волгоградской области от 07.03.2019 г. № 14-ОД внесены изменения в статью 49
Закона Волгоградской области от 06 декабря 2006 г. № 1373-ОД "О выборах в
органы местного самоуправления в Волгоградской области":
• согласно изменениям на выборах органов местного самоуправления сельских поселений открытие специального избирательного счета кандидатом не требуется в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают 15 000 рублей (ранее – 5 000 руб.).
7. Постановлением
Администрации Волгоградской области от 28.12.2018 г. № 645-п утвержден Порядок
безвозмездного приобретения имущества общего пользования, расположенного в
границах территории садоводства или огородничества, в собственность
муниципальных образований Волгоградской области
• Порядок принят на основании пункта 6 части 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": В целях оказания муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы местного самоуправления вправе по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в муниципальную собственность такое имущество (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с законом может находиться в муниципальной собственности.
• Закреплено, что имущество приобретается в собственность муниципальных образований безвозмездно.
• Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество или граждане - участники общей долевой собственности на имущество обращаются в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о передаче имущества в собственность муниципального образования. Порядок закрепляет перечень документов, прилагаемых к заявлению.
• Орган местного самоуправления рассматривает заявление и в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления:
а) возвращает заявление с указанием причин возврата в установленных случаях;
б) при отсутствии оснований для возврата документов производит подготовку мотивированного заключения о целесообразности такой передачи.
• В течение двух месяцев со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о приобретении либо об отказе в приобретении имущества в собственность муниципального образования. Основания для принятия решения об отказе в приобретении имущества установлены Порядком.
• В случае принятия решения об отказе уполномоченный орган в течение 7 дней направляет заявителю уведомление с указанием оснований для отказа.
В случае принятия решения о приобретении имущества в собственность муниципального образования уполномоченный орган в течение 7 дней направляет заявителю копию принятого решения, а также подписанные уполномоченным органом два экземпляра акта приема-передачи имущества для подписания. Заявитель в течение 30 дней со дня получения двух экземпляров акта приема-передачи имущества подписывает их и возвращает один экземпляр в уполномоченный орган.