ОБЗОР

изменений федерального

законодательства и законодательства

Волгоградской области,

затрагивающих вопросы организации местного самоуправления

за май – сентябрь 2018 г.

 

Октябрь 2018 г.

Содержание:

 

Часть 1. Изменения в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»………………………………3

Часть 2. Изменения в федеральном законодательстве, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления …………………………...………………………4

Часть 3. Изменения в законодательстве Волгоградской области, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления………………………………………..21

 

Часть 1. Изменения в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

1.             Федеральным законом от 03 июля 2018 г. № 181-ФЗ внесены следующие поправки:

·                Закон дополнен статьей 82.5 «Особенности организации местного самоуправления на территории свободного порта Владивосток». Согласно поправкам такие особенности устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».

 

2.             Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 244-ФЗ внесены следующие поправки:

·                Органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований теперь вправе осуществлять мероприятия по защите прав потребителей, предусмотренных Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

 

3.             Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 340-ФЗ перечни вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов дополнены следующими вопросами:

- направление уведомления о соответствии / несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке,

- направление уведомления о соответствии / несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности,

- принятие решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства,

- принятие решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ,

- осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Часть 2. Изменения в федеральном законодательстве, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления

 

1.        Федеральным законом от 04.06.2018 г. № 146-ФЗ внесено следующее изменение в статью 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг":

·           Определение «муниципальной услуги» изложено в новой редакции: согласно поправкам теперь муниципальная услуга – это не только деятельность по реализации функций органа местного самоуправления и по решению вопросов местного значения, но также и осуществлению прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (напр., на совершение нотариальных действий, осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и т.д.).

 

2.        Федеральным законом от 19.07.2018 г. № 204-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг":

·           Закон дополнен положением, согласно которому органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, либо в предоставлении услуги, за исключением следующих случаев:

а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении услуги;

б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, либо в предоставлении услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;

в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, либо в предоставлении услуги;

г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника МФЦ, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, либо в услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа или МФЦ уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.

 

3.        Федеральным законом от 19.07.2018 г. № 210-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", а именно:

Закон дополнен статьей 8.1 «Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения». Согласно Закону к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:

- подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

- согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта РФ.

Начало действия документа - 16.01.2019 г.

 

4.        Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 337-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части совершенствования целевого обучения.

В Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ" внесены следующие поправки:

·           Дается определение целевого обучения;

·           Определяются существенные условия договора о целевом обучении;

·           Устанавливаются особенности заключения договора о целевом обучении;

·                  Устанавливаются особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.

Начало действия документа - 01.01.2019 г.

 

5.        Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ внесены следующие поправки в законодательство, касающиеся самовольных построек:

·           Определение самовольной постройки изложено в новой редакции;

·           Закреплено, что не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

·           Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

·           Решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных законом, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

·           Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

·           Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

·           Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

·           Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

·           Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

·           Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

 

6.        Постановление Правительства РФ от 27.06.2018 г. № 738 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния».

Правила устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая порядок обеспечения оператором доступа к нему:

а) органам записи актов гражданского состояния, образованным органами государственной власти субъектов РФ;

б) органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", наделенным законом субъекта РФ полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

в) МФЦ, наделенным законом субъекта РФ полномочиями на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти;

г) иным органам согласно Постановлению.

 

7.        Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель").

 

8.        Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 г. № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

 

9.        Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Указанными Правилами определяется:

· Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО.

· Основания отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.

· Правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к его содержанию.

Начало действия документа - 01.01.2019 г.

 

10.    Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».

Часть 3. Изменения в законодательстве Волгоградской области, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления.

 

1.        Законом Волгоградской области от 15.05.2018 г. № 57-ОД внесено изменение в законодательство Волгоградской области о выборах:

·           Статья 23 Закона Волгоградской области от 06 декабря 2006 г. № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» дополнена положением следующего содержания:

«Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения избирательной комиссией муниципального образования всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения».

 

2.        Законом Волгоградской области от 15.05.2018 г. № 58-ОД статья 6 Закона Волгоградской области от 02 декабря 2008 г. № 1791-ОД "О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области" дополнена положением следующего содержания:

·           «Встречи депутата с избирателями проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

 

3.        Законом Волгоградской области от 16.07.2018 г. № 86-ОД внесена поправка в статью 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. № 156-ОД "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области", а именно:

·           Из перечня вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями в Волгоградской области, исключен п. 22 - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

4.        Принят Закон Волгоградской области от 10.07.2018 г. № 82-ОД "Об определении территорий Волгоградской области, на которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ".

·           Указанными территориями в Волгоградской области являются территории муниципальных районов Волгоградской области и городского округа город Михайловка, определенные уставами казачьих обществ в качестве территорий их деятельности.

 

5.        Принят Закон Волгоградской области от 07.06.2018 г. № 72-ОД «О градостроительной деятельности на территории Волгоградской области».

Законом регламентируются, в частности, следующие вопросы:

·           Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального образования, планируемых для размещения.

·           Требования к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

 

6.        Принят Закон Волгоградской области от 10.07.2018 г. № 83-ОД «О порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий».

Указанным Законом:

·           Даются определения понятиям прилегающей территории, территории общего пользования, границы и площадь прилегающей территории.

·           Закрепляется, что границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования, устанавливается ограничения на определение границ прилегающих территорий.

·           Границы прилегающей территории отображаются на схеме границ прилегающей территории на кадастровом плане территории

·           Подготовка схемы границ прилегающей территории обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области за счет средств местного бюджета. Однако схема границ прилегающей территории может быть подготовлена физическими и (или) юридическими лицами за счет их средств.

·           Форма такой схемы, требования к ее подготовке устанавливаются органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере градостроительной деятельности и архитектуры на территории Волгоградской области.