ОБЗОР

изменений федерального

законодательства и законодательства

Волгоградской области,

затрагивающих вопросы организации местного самоуправления

за май 2020 – май 2021 г.

Содержание:

 

Часть 1. Изменения в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Часть 2. Изменения в федеральном нормативно-правовом регулировании, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления

Часть 3. Изменения в нормативно-правовом регулировании Волгоградской области, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления

 

Часть 1. Изменения в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

1.1.       Федеральным законом от 23 мая 2020 г. № 154-ФЗ внесено в статью 34 Закона изменение, согласно которому выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания (ранее – 6 месяцев).

1.2.       Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 236-ФЗ в Закон внесен ряд изменений, связанных с введением института инициативного бюджетирования, а именно:

·                Основания для проведения схода граждан дополнены таким основанием, как «в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам выдвижения, подготовки, отбора и реализации инициативных проектов».

·                Закон дополнен статьей 26.1 «Инициативные проекты», которой регламентируется, в том числе, содержание инициативных проектов и процедура его утверждения.

·                Определены полномочия органов ТОС по обсуждению инициативных проектов.

·                Закон дополнен статьей 56.1 «Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов».

1.3.       Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 241-ФЗ внесены изменения в статьи 14.1, 15.1 и 16.1 Закона, а именно, органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа наделены правом на предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности.

1.4.       Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 464-ФЗ внесены изменения в статьи 14.1, 15.1 и 16.1 Закона, а именно, органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа наделены правом на осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Часть 2. Изменения в федеральном нормативно-правовом регулировании, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления

 

Федеральные законы

 

1.1.   Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 216-ФЗ внесены следующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации:

·           К неналоговым доходам местных бюджетов отнесены инициативные платежи.

·           К полномочиям Министерства финансов РФ отнесено осуществление методического обеспечения планирования и исполнения местных бюджетов в целях реализации инициативных проектов, а также формирования финансовыми органами муниципальных образований информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме.

1.2.   Принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», определяющий правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Обязательные требования устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами.

Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учетом определенных законом принципов установления и оценки применения обязательных требований.

1.3.   Принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации:

·           Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

·           Виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.

·           Закреплены полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля, принципы, предмет и объект муниципального контроля.

·           Регламентирован порядок информационного обеспечения муниципального контроля.

·           Закреплен правовой статус участников контрольных мероприятий, порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

·           Детально урегулирован порядок осуществления муниципального контроля.

Закон вступает в силу с 1 июля 2021, за исключением отдельных положений.

1.4.   Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации:

·           Дополнено, что подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

·           Дополнено, что изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы местного самоуправления в следующих случаях:

1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 Кодекса;

2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства местного значения муниципального района, размещение которых предусмотрено утвержденной схемой территориального планирования муниципального района;

3) внесение изменений в части приведения утвержденной схемы территориального планирования муниципального района в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденными документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.

·           В случаях, не предусмотренных указанными пунктами, изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципального района подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев.

·           Аналогичные положения предусмотрены в отношении изменений в утвержденный генеральный план.

1.5.   Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 267-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты:

·           Дополнено, что при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.

·           Более четко регламентированы дни голосования на выборах, референдумах (введена статья 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ).

1.6.   Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 272-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования нормативно-правового регулирования статуса физкультурно-спортивных обществ. Так, введено понятие «физкультурно-спортивное общество», регламентированы права и обязанности спортивных клубов.

1.7.   Федеральным законом от 27 октября 2020 г. № 347-ФЗ внесено изменение в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", а именно закреплено, что муниципальный служащий, являющийся руководителем органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, заместитель указанного муниципального служащего в целях исключения конфликта интересов не могут представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе данного органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования в период замещения ими соответствующей должности (ранее заместитель муниципального служащего в перечень таких должностных лиц не входил).

1.8.   Федеральным законом от 09 ноября 2020 г. № 362-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законом дополнено, что Правительство РФ вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат. При утверждении Правительством РФ требований к системам оплаты труда работников муниципальных учреждений определяется сфера деятельности муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.

1.9.   Федеральным законом от 08 декабря 2020 г. № 411-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

·           Дополнено, что уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, размещаются на портале Минюста РФ "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

·           Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования в одном экземпляре (ранее – в 2 экземплярах), сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о порядке учета предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

·           Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней (ранее – пяти) со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования уведомление о включении сведений об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации с указанием даты государственной регистрации устава муниципального образования, даты размещения на портале Минюста РФ и его государственного регистрационного номера.

1.10.   Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 441-ФЗ внесено следующее дополнение в статью 161 Жилищного кодекса РФ:

"Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.".

1.11.   Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 454-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности:

·           Органы местного самоуправления больше не вправе устанавливать особый противопожарный режим.

·           Внеплановая выездная проверка проводится в отношении деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах, перечень которых утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и на территориях которых введен особый противопожарный режим.

·           Критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

·           Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности дополнены таким полномочием как утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

·           К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

·           Органы местного самоуправления муниципального района наделены правом на создание муниципальной пожарной охраны.

1.12.   Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 463-ФЗ внесено следующее изменение в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части совершенствования порядка государственного учета книжных памятников:

·           Книжные памятники, хранящиеся в фондах муниципальных библиотек, библиотек образовательных и иных муниципальных организаций, подлежат государственному учету.

1.13.   Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ внесено дополнение в Градостроительный кодекс РФ:

·           В случае, если утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, направленный в представительный орган местного самоуправления, подлежит рассмотрению на заседании указанного органа не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием.

1.14.   Принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Законом регламентируются:

·           Полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики.

·           Информационное обеспечение реализации молодежной политики.

·           Организация мониторинга реализации молодежной политики на муниципальном уровне осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

1.15.   Принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».

·           Закреплены полномочия органов местного самоуправления в сфере развития пчеловодства.

·           Установлено, что в целях достижения задач развития пчеловодства органы местного самоуправления реализуют меры правового, экономического и организационного характера по следующим направлениям:

1) информационное обеспечение деятельности производителей продукции пчеловодства;

2) содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных сельскохозяйственных кооперативов;

3) содействие развитию производства продукции пчеловодства путем создания благоприятных организационно-правовых, экологических и иных условий производства, в том числе предоставление научно-технических разработок и технологий.

1.16. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 513-ФЗ внесено изменение в КоАП РФ, а именно, статья 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» дополнена частями 4 – 5 следующего содержания:

«4. Оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей), -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет.».

1.17. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 524-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Определено, что в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и спорта к полномочиям органов местного самоуправления относятся:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация муниципальных программ развития физической культуры и спорта;

2) развитие массового спорта, детско-юношеского спорта и школьного спорта на территориях муниципальных образований;

3) присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в соответствии со статьей 22 Закона;

4) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения, в том числе среди инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5) организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства и месту отдыха граждан, включая создание условий для занятий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом, а также организация и проведение муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе:

а) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований, включающих в себя физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО;

б) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

6) содействие в рамках своих полномочий обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

7) создание условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований, определение видов спорта, по которым могут формироваться спортивные сборные команды муниципальных образований, утверждение порядка формирования и обеспечения таких команд, направление их для участия в межмуниципальных и региональных спортивных соревнованиях;

8) участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципальных образований, субъектов РФ, включая обеспечение деятельности организаций, созданных муниципальными образованиями и реализующих программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, и (или) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и реализующими программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством РФ;

9) наделение некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

10) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.

1.18. Федеральным законом от 09 марта 2021 г. № 39-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

·           Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

·           Органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):

1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;

2) о радиационной обстановке;

3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

4) об обращении с отходами производства и потребления;

5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

·           Правила размещения и обновления органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) утверждаются Правительством Российской Федерации.

·           Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

1.19.   Федеральным законом от 09 марта 2021 г. № 45-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом на разработку, утверждение (одобрение) и реализацию муниципальных программ развития туризма.

1.20.        Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 123-ФЗ статья 5 Закона о недрах «Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования» признана утратившей силу.

 

Постановления Правительства РФ

 

1.21.        Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2020 г. № 1039 утверждены Правила определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы.

Закреплено, что за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий местного значения размер платы устанавливается соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие особо охраняемые природные территории.

1.22.        Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 г. № 1235 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".

1.23.        Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2020 г. № 1237 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц".

1.24.        Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1478 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности".

1.25.        Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ. Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года. Так, в частности, разделом 2 определены требования к территории поселений и населенных пунктов.

1.26.        Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2020 г. № 1589 утверждены Правила консервации и ликвидации гидротехнического сооружения. Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

1.27.        Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 г. № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

1.28.        Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2020 г. № 1753 утверждены минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса. Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

1.29.        Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 1816 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

1.30.        Принято Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2020 г. № 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (вместе с "Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", "Правилами проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения"). Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

1.31.        Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 г. № 1893 утверждены Правила формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений. Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

1.32.        Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2020 г. № 2041 утверждены требования к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации.

Доклады о видах муниципального контроля подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за отчетный год для вида муниципального контроля, осуществляемого органом местного самоуправления, муниципальным учреждением  - муниципальным контрольным (надзорным) органом.

Размещение докладов о видах муниципального контроля осуществляется в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом.

Доклады о видах контроля являются открытыми и общедоступными.

1.33.        Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. № 2220 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

1.34.        Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

1.35.        Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 161 утверждены требования к муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

1.36.        Принято Постановление Правительства РФ от 06 марта 2021 г. № 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (вместе с "Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля", "Требованиями к информационному взаимодействию информационных систем, указанных в частях 1 и 2 статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Часть 3. Изменения в нормативно-правовом регулировании Волгоградской области, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления.

 

Законы Волгоградской области

 

1.1.       Законом Волгоградской области от 15 июля 2020 г. № 44-ОД внесены изменения в законодательство Волгоградской области о выборах и референдумах по вопросу проведения на территории Волгоградской области выборов и референдумов при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В частности:

·                Закон Волгоградской области от 16 ноября 1998 г. № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" дополнен статьей 8.1, регламентирующей проведение местного референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. При введении такого режима голосование может быть отложено Избирательной комиссией Волгоградской области по мотивированному предложению комиссии местного референдума муниципального образования, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по мотивированному предложению Избирательной комиссии Волгоградской области либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации самостоятельно. Сроки и порядок совершения действий по подготовке и проведению местного референдума в случае принятия соответствующей избирательной комиссией решения определяются этой комиссией в каждом конкретном случае.

·                Аналогичные нормы закреплены в отношении выборов в органы местного самоуправления, областного референдума, выборов депутатов Волгоградской областной Думы и Губернатора Волгоградской области.

1.2.       Законом Волгоградской области от 17 июля 2020 г. № 57-ОД статья 2 Закона Волгоградской области от 02 декабря 2008 г. № 1791-ОД "О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области" дополнена следующим положением:

"Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять в совокупности менее двух и более трех рабочих дней в месяц.".

1.3.       Законом Волгоградской области от 30 июля 2020 г. № 71-ОД внесены изменения в отдельные законодательные акты Волгоградской области в сфере организации питания обучающихся. В частности, статья 46 Социального кодекса Волгоградской области «Меры социальной поддержки обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Волгоградской области» изложена в новой редакции:

·                Обучающиеся  1  - 4 классов по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных  организациях в Волгоградской области обеспечиваются не менее  одного  раза  в  день бесплатным горячим питанием.

·                Обучающимся 5 - 11 классов по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях в Волгоградской области предоставляется частичная компенсация стоимости горячего питания.

·                Закреплен перечень категорий обучающихся 5 - 11 классов в муниципальных общеобразовательных организациях, в отношении которых предусмотрена частичная компенсация стоимости питания, и перечень типов таких образовательных организаций.

1.4.       Законом Волгоградской области от 04 декабря 2020 г. № 107-ОД внесены изменения в Закон Волгоградской области от 29 ноября 2011 г. № 2258-ОД "Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет.

Законом изменены нормативы отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет.

1.5.       Принят Закон Волгоградской области от 04 декабря 2020 г. № 110-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, соответствующих критерию доступности транспортных услуг для населения при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок".

1.6.       Принят Закон Волгоградской области от 04 марта 2021 г. № 4-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданными Волгоградской области государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года".

1.7.       Законом Волгоградской области от 04 марта 2021 г. № 8-ОД внесены изменения в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД. В частности:

·                Кодекс Волгоградской области об административной ответственности дополнен статьей 13.27 «Нарушение органами местного самоуправления Волгоградской области порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области».

Непредставление, несвоевременное представление либо представление должностными лицами органов местного самоуправления Волгоградской области в уполномоченный орган и (или) региональному оператору недостоверной информации о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, полученной по результатам мероприятий, предусмотренных порядком проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

·                Должностные лица органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющего формирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.27 Кодекса.

1.8.       Законом Волгоградской области от 30 марта 2021 г. № 18-ОД внесено изменение в Закон Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно". Так, закреплено, что по заявлениям граждан, имеющих трех и более детей, принятых на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, взамен предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно им может быть предоставлен сертификат на улучшение жилищных условий в качестве иной меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Принятый на учет гражданин, имеющий трех и более детей, не подлежит снятию с учета и сохраняет право на получение земельного участка в собственность бесплатно в случае, если гражданину предоставлен сертификат на улучшение жилищных условий в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона.

1.9.       Законом Волгоградской области от 21 апреля 2021 г. № 23-ОД внесены изменения в Закон Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно". В частности, закреплены следующие положения:

·                Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в постановке на учет дополнен следующими основаниями:

1) на территории муниципального образования по месту жительства заявителя отсутствуют территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, которые предусматривают образование земельных участков с целью предоставления в собственность бесплатно;

2) на территории муниципального образования по месту жительства заявителя в границах территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, отсутствуют земли, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность бесплатно.

·                В случае отсутствия на территории сельского поселения,  в  котором проживает   заявитель,   территориальных   зон,   установленных   правилами землепользования и застройки, которые предусматривают образование земельных участков  с  целью  предоставления  в  собственность  граждан  бесплатно,  или  в  случае  отсутствия в границах указанных  территориальных  зон  земель, из которых могут быть сформированы земельные  участки  с  целью  предоставления  в  собственность  бесплатно,  уполномоченный  орган  муниципального района  принимает  решение  об  отказе  в  постановке гражданина на учет, к которому   прикладывается  перечень  сельских  поселений,  расположенных  в границах муниципального района по месту жительства заявителя, на территории которых  имеется возможность предоставить земельный участок в собственность бесплатно,  и  по  требованию  заявителя возвращает приложенные к заявлению документы. В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган муниципального  района по месту своего жительства с заявлением о постановке на   учет   на   территории  одного  из  сельских  поселений,  указанных  в направленном заявителю перечне сельских поселений.

В случае отсутствия на территории сельских поселений, расположенных в границах муниципального района по месту жительства заявителя, указанных территориальных зон или в случае отсутствия в границах территориальных зон вышеуказанных земель, уполномоченный орган муниципального района принимает решение об отказе в постановке гражданина на учет, в котором указывается информация об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории сельских поселений, расположенных в границах этого муниципального района, и по требованию заявителя возвращает приложенные к заявлению документы. В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган городского поселения, расположенного в границах муниципального района по месту жительства заявителя, с заявлением, содержащим информацию о ранее принятых решениях уполномоченного органа муниципального района об отказе в постановке гражданина на учет в связи с отсутствием возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории сельских поселений, расположенных в границах этого муниципального района.

В случае отсутствия на территории городского поселения, расположенного в границах муниципального района по месту жительства заявителя, указанных территориальных зон или в случае отсутствия в границах территориальных зон вышеуказанных земель, уполномоченный орган городского поселения принимает решение об отказе в постановке гражданина на учет, в котором указывается информация об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории указанного городского поселения, и по требованию заявителя возвращает приложенные к заявлению документы. В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган иного муниципального района или уполномоченный орган городского поселения иного муниципального района с заявлением, содержащим информацию о ранее принятых решениях уполномоченных органов об отказе в постановке гражданина на учет в связи с отсутствием возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории городских и сельских поселений, расположенных в границах муниципального района по месту жительства гражданина.

В случае отсутствия на территории городского поселения, в котором проживает заявитель, указанных территориальных зон или в случае отсутствия в границах территориальных зон вышеуказанных земель, уполномоченный орган городского поселения принимает решение об отказе в постановке гражданина на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в котором указывается информация об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского поселения по месту жительства заявителя, и по требованию заявителя возвращает приложенные к заявлению документы. В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган муниципального района, в границах которого расположено городское поселение, в котором проживает заявитель, или уполномоченный орган иного городского поселения этого муниципального района с заявлением, содержащим информацию о ранее принятых решениях уполномоченных органов об отказе в постановке гражданина на учет в связи с отсутствием возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории городского поселения по месту жительства гражданина.

В случае отсутствия в границах сельских и городских поселений, расположенных в границах муниципального района по месту жительства заявителя, указанных территориальных зон или в случае отсутствия в границах территориальных зон вышеуказанных земель, гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган иного муниципального района либо уполномоченный орган городского поселения иного муниципального района Волгоградской области с заявлением, содержащим информацию о ранее принятых решениях уполномоченных органов об отказе в постановке гражданина на учет в связи с отсутствием возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории городских и сельских поселений, расположенных в границах муниципального района по месту жительства гражданина.

В случае отсутствия в границах городского округа, в котором проживает заявитель, указанных территориальных зон или в случае отсутствия в границах территориальных зон вышеуказанных земель, уполномоченный орган городского округа принимает решение об отказе в постановке гражданина на учет, в котором указывается информация об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского округа по месту жительства заявителя, и по требованию заявителя возвращает приложенные к заявлению документы. В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган муниципального района, либо уполномоченный орган иного городского округа, либо уполномоченный орган городского поселения Волгоградской области с заявлением, содержащим информацию о ранее принятых решениях уполномоченных органов об отказе в постановке гражданина на учет в связи с отсутствием возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории городского округа по месту жительства гражданина.

 

Постановления Губернатора Волгоградской области

 

1.10.        Принято постановление Губернатора Волгоградской области от 24 августа 2020 г. № 509 "О государственной информационной системе похозяйственного учета Волгоградской области "Электронная похозяйственная книга".

1.11.        Принято постановление Губернатора Волгоградской области от 23 октября 2020 г. № 674 "О цифровой платформе развития механизмов социального взаимодействия граждан с органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области".

1.12.        Принято постановление Губернатора Волгоградской области от 01 декабря 2020 г. № 755 "О создании Центра управления регионом в Волгоградской области".

1.13.        Постановлением Губернатора Волгоградской обл. от 12 марта 2021 г. № 179 утверждена Концепция обеспечения земельными участками граждан, имеющих трех и более детей, на территории Волгоградской области.