Часть 1. Изменения в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

 

1.         Федеральным законом от 02 апреля 2014 г. № 70-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Изложен в новой редакции вопрос местного значения поселений и городских округов: «оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин» (ранее – «создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка»);

·           КоАП РФ дополнен статьей 19.35, предусматривающей ответственность за воспрепятствование деятельности народного дружинника (штраф от 500 до 2000 руб.), и статьей 19.36, предусматривающей ответственность за нарушение народным дружинником прав и законных интересов граждан и организаций (штраф от 1000 до 3000 руб.).

 

2.         Федеральным законом от 27.05.2014 г. № 136-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнен положением, закрепляющим, что  законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации на срок не менее срока полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ, за исключением ряда полномочий, передача на региональный уровень которых запрещается.

·           Введены новые категории муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район; закреплен порядок их преобразования, изменения статуса и границ.

·           Предусмотрено разделение вопросов местного значения сельских и городских поселений, перечень вопросов местного значения городских поселений не претерпел изменений. К вопросам местного значения сельских поселений отнесены отдельные вопросы местного значения городских поселений, а остальные вопросы местного значения отнесены к ведению муниципальных районов. При этом закреплен принцип, согласно которому законами субъектов РФ за сельскими поселениями могут быть закреплены и иные вопросы местного значения городских поселений.

·           Закреплен перечень вопросов местного значения внутригородского района, порядок проведения выборов в их представительные органы.

·           Закреплено положение, согласно которому представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением формируется в порядке, установленном законом субъекта РФ.

·           Внесен ряд изменений в порядок проведения конкурса и заключения контракта с главой местной администрации.

·           Установлено, что в течение 6 месяцев должен быть принят закон субъекта РФ, определяющий порядок формирования представительных органов муниципальных районов; в течение 3 месяцев уставы муниципальных образований должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

3.         Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Закреплено, что в случае, если в поселении отсутствуют жители, обладающие избирательным правом, органы государственной власти субъекта РФ вправе принять решение об упразднении всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, с последующим упразднением поселения. Упразднение поселения осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

·           В поселениях с численностью населения до 300 человек закреплена возможность проведения схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа (ранее – до 100 чел.)

·           Закреплено, что территориальные органы ФНС России обязаны предоставлять финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

·           Откорректирован порядок выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

·           Перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления дополнен следующими действиями:

- удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

- удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

- удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

- удостоверяют время предъявления документов;

- удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

- удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

·           Установлен переходный период для сельских поселений и муниципальных районов по исполнению вопросов местного значения до 1 января 2015 г.

 

4.         Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 217-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов, в том числе, с внутригородским делением наделены правом на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

 

5.         Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 234-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Закреплено, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов осуществляют муниципальных земельный контроль за использованием всех земель в границах муниципального образования (ранее – только земель поселений).

·           За органами местного самоуправления муниципальных районов закреплено осуществление муниципального земельного контроля на межселенных территориях.

 

6.         Федеральным законом от 04.10.2014 г. № 290-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Предусмотрено положение, согласно которому в случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.

Глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.

Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления.

 

7.         Федеральным законом от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Из перечней вопросов местного значения всех муниципальных образований исключено следующее: «осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны».

 

8.         Федеральным законом от 22.10.2014 г. № 315-ФЗ внесены следующие поправки:

·           перечень вопросов местного значения муниципальных районов дополнен следующим положением «19.3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района» (вступает в силу с 01.01.2016 г.)

 

9.         Федеральным законом от 22.12.2014 г. № 431-ФЗ внесены следующие поправки:

·           С 1 января 2015 г. депутат на постоянной основе, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

 

10.     Федеральным законом от 22.12.2014 г. № 447-ФЗ внесены следующие поправки:

·           перечень вопросов местного значения всех муниципальных образований дополнен следующим положением: «участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ».

 

11.     Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 456-ФЗ внесены следующие поправки:

·           перечень полномочий на решение вопросов местного значения (статья 17) дополнен следующим положением: «разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».

 

12.     Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ внесены следующие поправки:

·           внесены изменения в перечень вопросов местного значения муниципальных образований в области обращения с отходами:

а) поселения - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

б) муниципальные районы - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;

в) городские округа - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Норма вступает в силу с 1 января 2016 г.

 

13.     Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 499-ФЗ внесены следующие поправки:

·           В связи с внесенными поправками в Земельный кодекс РФ внесены изменения в перечни вопросов местного значения муниципальных образований, а именно, с 1 апреля 2015 г. в целях изъятия земельных участков для муниципальных нужд устраняется необходимость их выкупа.

 

14.     Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 519-ФЗ внесены следующие поправки:

·           Установлено, что особенности организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

 

Часть 2. Изменения в федеральном законодательстве, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации

 

1.         Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»:

·           Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

·           Установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления о создании народных дружин, согласования при избрании командира народной дружины и создании координирующего штаба.

·           Закреплено, что органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

·           Установлено, что планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления.

·           Предусмотрены возможные меры материального стимулирования, льготы и компенсации народных дружинников и внештатных сотрудников полиции.

 

2.         Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 125-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ":

·           Предусмотрена ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок – предупреждение или штраф от 1000 до 3000 руб. (ст. 19.6.1 КоАП РФ)

·           Предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст .19.7 КоАП РФ).

 

3.         Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации":

·           Введена статья 29.4 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающая порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования.

 

4.         Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

·           Внесены изменения в порядок создания избирательных фондов: на выборах органов местного самоуправления сельских поселений законом субъекта РФ может быть предусмотрено создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пяти тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата.

 

5.         Федеральный закон от 04.06.2014 г. № 146-ФЗ:

·           Закон о выборах дополнен положением, согласно которому граждане голосуют на выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления за кандидата, кандидатов (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

·           Если кандидаты получили голосов меньше, чем было подано против всех кандидатов, то избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы выборного должностного лица местного самоуправления.

 

6.         Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации":

·           Поправками установлено, что обеспечение формой и иными вещами (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется органами местного самоуправления.

 

7.         Федеральный закон от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 01.03.2015 г. вступает в силу большая часть положений данного Федерального закона.

I.          Поправки в Земельный кодекс РФ:

·           Предусмотрена процедура образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

·           Установлена процедура подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

·           Из Земельного кодекса РФ исключены положения о праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками.

·           Исключено положение о преимущественном праве арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка по истечении срока договора аренды земельного участка .

·           Исключено положение о том, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

·           Исключено положение о том, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки.

·           Установлено, что размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

·           Статьи 28-34, 36, 38-39 Земельного кодекса РФ признаны утратившими силу, взамен которых введены новые главы:

- Глава V.1. «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»,

- Глава V.2. «Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности»,

- Глава V.3. «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»,

- Глава V.4. «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности»,

- Глава V.5. «Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации»,

- Глава V.6. «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

·           Исключено положение о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, коммерческим и некоммерческим организациям.

II.       Поправки в Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан":

·           Введена новая глава «Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства», которой установлен соответствующий порядок.

·           Глава VI «Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков» признана утратившей силу, однако установлены общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

III.   Поправки в Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации":

·           Закреплено, что право постоянного (бессрочного) пользования  и право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняются.

·           Установлено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2016 г.  (ранее – до 1 января 2015 г.)

·           Исключено положение о том, что для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок необходимо оформление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке в органе кадастрового учета.

·           «Дачная амнистия» продлена до 31 декабря 2020 года.

·           Закреплено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, однако отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

·           Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа,

- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения,

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

·           Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

 

8.         Принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации":

·           Законом предусмотрены следующие полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования:

- определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

- мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления.

·           По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

 

9.         Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ "О государственной информационной системе ЖКХ»

·           Законом возлагается обязанность размещения органами местного самоуправления в ГИС ЖКХ следующей информации:

- информации о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля;

- информации, предусмотренной пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ;

- информации о способе управления многоквартирным домом;

- информации о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления.

·           Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, размещает в системе информацию:

- о мероприятиях, связанных с осуществлением муниципального жилищного контроля, с размещением соответствующих актов, содержащих результаты осуществления таких мероприятий;

- о поступивших обращениях по вопросам ЖКХ и о результатах их рассмотрения.

 

10.     Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ»

·           Закреплено положение, согласно которому граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования, не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

 

11.     Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом внесены следующие поправки в Земельный кодекс РФ:

·           Предусмотрено, что внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

1) предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;

2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;

3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

·           Введена статья 72 «Муниципальный земельный контроль», основные положения:

- В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

- В срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

- Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством РФ.

 

12.     Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе ЖКХ"

Введена административная ответственность за нарушение Закона о ГИС ЖКХ

(с 1 мая 2015 г.):

·           ч. 3 статьи 13.19.1 КоАП РФ: Нарушение должностным лицом органа государственной власти, органа местного самоуправления или организацией, осуществляющих эксплуатацию государственной информационной системы или муниципальной информационной системы, взаимодействующей с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства в целях размещения информации, предусмотренной законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, порядка взаимодействия с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства - штраф на должностных лиц в размере 30 000 руб.; на юридических лиц – 200 000 руб.

·           введена статья 13.19.2 КоАП РФ:

1. Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации - штраф на физических лиц, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, - в размере 1 000 рублей; на физических лиц, являющихся администраторами общих собраний, - 15 000 рублей; на должностное лицо органа местного самоуправления – 30 000 рублей; на юридических лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги, - 200 000 рублей; на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, - 30 000 рублей; на иных юридических лиц – 30 000 рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

 

13.     Принят Федеральный закон от 04 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».

·           Законом предусмотрены следующие права органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности:

1) осуществлять меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки;

2) присуждать меценатам награды и почетные звания, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

3) устанавливать на зданиях, сооружениях, принадлежащих получателям меценатской поддержки, и на соответствующих территориях информационные надписи и обозначения, содержащие имена меценатов;

4) принимать меры, способствующие формированию положительного отношения к меценатам, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований.

 

14.     Федеральный закон от 04 ноября 2014 г. № 331-ФЗ

·           Внесено следующее изменение в Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (вступает в силу с 1 июля 2015 г.):

Информация о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, указанная в подпунктах "б" - "д" пункта 8 части 1 настоящей статьи, размещается также на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае, если орган местного самоуправления муниципального образования не имеет возможности размещать информацию о своем кадровом обеспечении на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы, указанная информация размещается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование

 

15.     Принят Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

·           Введен новый местный налог – Торговый сбор (глава 33 НК РФ), предусмотрены соответствующие полномочия органов местного самоуправления.

 

16.     Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов":

·           С 1 января 2016 г. органы местного самоуправления (в пределах установленных полномочий) обязаны обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

 

17.     Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Внесены изменения в законодательство о нотариате.

·           В Основы законодательства о нотариате введена статья 33.1 «Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления»:

Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства РФ о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Предметом проверки является:

- соблюдение органами местного самоуправления требований Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

- организация работы по совершению нотариальных действий;

- исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

- соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства РФ при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:

- вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения;

- внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

- направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

 

18.     Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации"

·           Законом предусмотрено, что между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть перераспределены полномочия:

- в области погребения и похоронного дела;

- в области обращения с отходами;

- в области земельных отношений;

- в области жилищных отношений;

- в области градостроительной деятельности;

- в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса;

- в сфере рекламы;

- в сфере организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;

- в области регулирования торговой деятельности;

- в сфере теплоснабжения;

- в сфере водоснабжения и водоотведения.

·           Также Законом закреплено, что полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

 

19.     Принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в РФ»

·           Закреплено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности на территориях муниципальных образований за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

 

20.     Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 489-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

·           Предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе создавать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта РФ.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством РФ.

 

21.     Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 апреля 2015 г. вступают в силу поправки в Земельный кодекс РФ:

·           Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд изложены в новой редакции (статья 49 ЗК РФ).

·           Введена Глава VII.1 «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд».

·           Введена Глава VIII. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

 

Часть 3. Изменения в законодательстве Волгоградской области, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления.

 

1.         Закон Волгоградской области от 29 мая 2014 г. № 70-ОД "О некоторых вопросах формирования органов местного самоуправления в Волгоградской области".

·           Законом закреплен порядок формирования представительных органов муниципальных районов Волгоградской области, а также избрания глав муниципальных образований Волгоградской области.

 

2.         Принят Закон Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. № 156-ОД "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области"

·           До 31 декабря 2015 г. за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

·           За бюджетами сельских поселений закреплены нормативы отчислений по следующим налогам, подлежащим зачислению в бюджеты муниципальных районов:

- налогу на доходы физических лиц, взимаемому на территории сельского поселения, - по нормативу 8 процентов;

- единому сельскохозяйственному налогу, взимаемому на территории сельского поселения, - по нормативу 20 процентов.

 

3.         Закон Волгоградской области от 1 апреля 2014 г. № 50-ОД
"О внесении изменений в статью 7 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 г. № 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области"

·                    Установлен минимальный и максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности – от трех до сорока девяти лет.

 

4.         Закон Волгоградской области от 16 апреля 2014 г. № 64-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 04 апреля 2003 г. № 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно"

·           Предусмотрено, что для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства земельные участки предоставляются бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей (ранее – «гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе по договору о приемной семье»).

·           Установлено, что право на получение земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, постоянно проживающие на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

·           Порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

·           Особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан.

 

5.         Принят Закон Волгоградской области от 9 декабря 2014 г. № 166-ОД "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов"

·           Установлено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в Волгоградской области в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом.

·           Предусмотрены этапы оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и основные положения об экспертизе муниципальных нормативных правовых актов.

·           Положения Закона вступают в силу:

- в отношении городского округа город-герой Волгоград – с 1 января 2015 г;

- в отношении муниципальных районов, иных городских округов Волгоградской области – с 1 января 2016 г;

- в отношении иных муниципальных образований Волгоградской области – с 1 января 2017 г.

 

6.         Принят Закон Волгоградской области от 27 июня 2014 г. № 112-ОД "Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Волгоградской области"

·         Закреплен порядок взаимодействия и координации деятельности народных дружин.

·         Установлено описание и образец удостоверения народного дружинника и отличительной символики.

 

7.         Закон Волгоградской области от 26 декабря 2014 г. № 190-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 22 февраля 2013 г. № 19-ОД "О муниципальном жилищном контроле"

·           Внесены изменения в порядок проведения внеплановой проверки органами местного самоуправления.

·           Расширен перечень прав должностных лиц органов муниципального жилищного контроля

·           Утратило силу положение, согласно которому должностные лица органов муниципального жилищного контроля при осуществлении муниципального жилищного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

·           Расширен перечень оснований для обращения органов муниципального жилищного контроля в суд.