ОБЗОР
изменений федерального законодательства и законодательства
Волгоградской
области, затрагивающих вопросы организации местного
самоуправления
за
январь-апрель 2024 г.
Содержание:
Часть 1.
Изменения в федеральном нормативно-правовом
регулировании, затрагивающие вопросы организации местного самоуправления
Часть 2. Изменения в нормативно-правовом
регулировании Волгоградской области,
затрагивающие вопросы организации местного самоуправления
Часть 1. Изменения в федеральном нормативно-правовом регулировании,
затрагивающие вопросы организации местного самоуправления
Федеральные
законы
1.1. Федеральным
законом от 26 февраля 2024 г. № 32-ФЗ
внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». В
частности, Закон дополнен положением о том, что органы местного самоуправления
могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим
организациям, в деятельность которых входит содержание животных в приютах.
1.2.
Федеральным
законом от 22 апреля 2024 г. № 94-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года №
178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»,
Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 27 июля 2010 года №
190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении». В
частности, закреплены:
·
особенности отчуждения
источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего
водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрепленных на праве
хозяйственного ведения за государственными или муниципальными предприятиями
либо на праве оперативного управления за казенными предприятиями;
·
особенности
порядка заключения договоров в отношении источников тепловой энергии, тепловых
сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве
собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или)
муниципального образования превышает пятьдесят процентов, либо их дочерним
хозяйственным обществам, в уставном капитале которых им принадлежит более 50 процентов;
·
особенности
исполнения договоров, предусматривающих отчуждение источников тепловой энергии,
тепловых сетей, открытых централизованных систем горячего водоснабжения и
отдельных объектов таких систем, закрепленных на праве хозяйственного ведения
за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо на праве
оперативного управления за казенными предприятиями, а также принадлежащих на
праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля
участия Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования превышает пятьдесят
процентов, либо их дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале
которых им принадлежит более пятидесяти процентов;
·
Особенности
исполнения договоров, предусматривающих отчуждение закрытых централизованных
систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрепленных
на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными
унитарными предприятиями либо на праве оперативного управления за казенными
предприятиями, а также принадлежащих на праве собственности хозяйственным
обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, и
(или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования
превышает пятьдесят процентов, либо их
дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых им принадлежит
более пятидесяти процентов.
1.3.
Федеральным законом от 23 апреля 2024 г. № 98-ФЗ внесены изменения в законодательство о рекламе.
В 2024 году в отношении
договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций устанавливаются
следующие особенности:
1) до 31 декабря 2024
года лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной
конструкции на земельном участке, который находится в государственной или
муниципальной собственности или государственная собственность
на который не разграничена, либо на здании или ином недвижимом имуществе,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе
обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с
заявлением о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего
увеличение срока действия такого договора, при условии отсутствия задолженности
по такому договору;
2)
дополнительное соглашение должно содержать требования, действующие в отношении
срока, на который увеличивается срок действия договора на установку и
эксплуатацию рекламной конструкции: о ежегодной индексации размера платежей по
такому договору на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по отношению
к действовавшим в предыдущем году размерам платежей по такому договору, а в случае, если условия такого договора содержат
требования о ежегодной индексации платежей в большем размере, - об их ежегодной
индексации в указанном размере; о безвозмездном размещении социальной рекламы в
размере десяти процентов годового объема распространяемой рекламы, а в случае,
если условия такого договора содержат требования об обязательном безвозмездном
размещении социальной рекламы в большем объеме, - о ее размещении в указанном
объеме;
3) срок, на который
увеличивается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной
конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, составляет десять лет,
если в заявлении о заключении дополнительного соглашения не указан меньший
срок, на который должен быть увеличен срок действия такого договора. При этом общий срок действия договора на установку и эксплуатацию
рекламной конструкции с учетом дополнительного соглашения может превысить
предельный срок действия договора, установленный в соответствии с частью 5
статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О
рекламе", при условии, что общий срок действия договора на установку и
эксплуатацию рекламной конструкции с учетом дополнительного соглашения истекает
не позднее 31 декабря 2034 года включительно;
4) орган государственной
власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить
дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня
поступления предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи заявления;
5) в
случае заключения дополнительного соглашения орган местного самоуправления
муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или
орган местного самоуправления городского округа продлевает срок действия
разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок, на
который продлевается срок действия договора на установку и эксплуатацию
рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, на основании
заявления лица, которому выдано данное разрешение, поданного в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 19 Федерального
закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", при условии уплаты
лицом, подавшим такое заявление, государственной пошлины за выдачу разрешения
на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.".
Постановления
Правительства РФ
1.4. Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 2024 г. № 112 утверждены Правила подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения.
1.5. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2024 г. № 147 внесены изменения в Правила предоставления заинтересованным лицам сведений единой электронной картографической основы.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им государственным и муниципальным учреждениям, организациям сведения картографической основы предоставляются с использованием государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы, а также могут предоставляться посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Физическим и иным юридическим лицам сведения картографической основы предоставляются с использованием портала.
Форма заявления о предоставлении сведений единой электронной
картографической основы изложена в новой редакции.
1.6.
Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2024 г. № 246 утверждены требования при проведении открытого конкурса на
право заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном
партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве
в электронной форме. Нормативным актом утверждены:
·
Правила организации
открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в электронной
форме и аккредитации на электронной площадке лиц, принимающих участие в
процедуре организации и проведения открытого конкурса на право заключения
концессионного соглашения в электронной форме;
·
Правила организации
открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве,
соглашения о муниципально-частном партнерстве в
электронной форме и аккредитации на электронной площадке лиц, принимающих
участие в процедуре организации и проведения открытого конкурса на право заключения
соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в электронной форме;
·
Требования к банкам, в
которых оператор электронной площадки вправе открывать счета для учета денежных
средств, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в открытом
конкурсе на право заключения концессионного соглашения, соглашения о
государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном
партнерстве в электронной форме.
1.7.
Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2024 г. № 269 перечень видов объектов, размещение которых может
осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и
установления сервитутов дополнен следующим объектом:
·
Палаточные
туристско-оздоровительные лагеря, за исключением случаев их размещения на
землях или земельных участках лесного фонда либо землях или земельных участках
сельскохозяйственного назначения.
1.8.
Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2024 г. № 300 утверждено Положение о государственном экологическом
мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды).
·
Информирование
потребителей о расположении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп
осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления посредством размещения информации о
расположении таких мест в федеральной государственной информационной системе
состояния окружающей среды.
1.9.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта
2024 г. № 329 «О федеральной
государственной информационной системе состояния окружающей среды» рекомендовано
органам местного самоуправления определить орган местного самоуправления,
уполномоченные представлять информацию для размещения в федеральной
государственной информационной системе состояния окружающей среды, и в течение
3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления направить сведения
об указанных уполномоченных органах в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
1.10.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2024 г. № 390 утвержден перечень и состав находящихся в распоряжении
органов государственной власти и органов местного самоуправления сведений,
подлежащих представлению с использованием координат, и требований к их обновлению.
Органы местного
самоуправления, в распоряжении которых находятся сведения, подлежащие
представлению с использованием координат, в случае если такими органами
местного самоуправления обеспечена организация определения координат в
отношении сведений, подлежащих представлению с использованием координат,
обеспечивают их обновление не позднее 10 рабочих дней со дня изменения таких
сведений.
1.11.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2024 г. № 551 на органы местного самоуправления возложена обязанность по
предоставлению региональному представителю Ассоциации волонтерских центров сведений
о мерах поддержки участников добровольческой (волонтерской) деятельности в
течение 10 рабочих дней после определения перечня мер поддержки участников
добровольческой (волонтерской) деятельности или внесения в него изменений.
В свою очередь, Ассоциация
оказывает методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления
по предоставлению региональному представителю сведений о мерах поддержки
участников добровольческой (волонтерской) деятельности.
1.12.
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2024 г. № 555 «О целевом обучении по
образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»
Часть
2. Изменения в нормативно-правовом регулировании Волгоградской области,
затрагивающие вопросы организации местного самоуправления.
Законы Волгоградской области
2.1. Законом Волгоградской области от 10 января 2024 г. № 1-ОД внесены изменения в Закон Волгоградской области от 09 декабря 2014 г. № 166-ОД «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов».
· Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, с применением цифровой платформы развития механизмов социального взаимодействия граждан с органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, созданной в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 23 октября 2020 г. № 674.
· Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, с применением цифровой платформы.
2.2. Законом Волгоградской области от 21 февраля 2024 г. № 15-ОД внесены изменения в Закон Волгоградской области от 14 июля 2008 г. № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области».
Закон дополнен положением, согласно которому порядок проведения оценки последствий решения о реорганизации или ликвидации организации культуры, находящейся в ведении Волгоградской области, и (или) муниципальной организации культуры, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Администрацией Волгоградской области.
2.3. Законом Волгоградской области от 04 апреля 2024 г. № 22-ОД внесены изменения в Закон Волгоградской области от 14 марта 2016 г. № 8-ОД «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Волгоградской области»:
· Опрос граждан проводится по инициативе:
представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
Администрации Волгоградской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;
достигших шестнадцатилетнего возраста жителей муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, - для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.
Порядок выдвижения инициативы о проведении опроса граждан представительным органом муниципального образования и главой муниципального образования, а также порядок выдвижения инициативы о проведении опроса граждан жителями муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, определяются нормативными правовыми актами представительного органа соответствующего муниципального образования. Представительный орган муниципального образования рассматривает инициативу и принимает решение о назначении опроса граждан либо об отказе в его назначении в течение 30 дней со дня поступления инициативы о проведении опроса граждан.
Представительный орган муниципального образования отказывает в назначении опроса граждан в случае, если вопросы, предлагаемые для вынесения на опрос, не отнесены к вопросам, установленным частью 1 настоящей статьи, а также в случае нарушения порядка выдвижения инициативы о проведении опроса, установленного настоящим Законом и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
дата и сроки проведения опроса;
формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
методика проведения опроса граждан;
форма опросного листа;
требования к количеству опросных листов в зависимости от методики проведения опроса;
минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;
порядок идентификации участников опроса граждан в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
· Опрос граждан проводится не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его назначении в пунктах, определенных представительным органом муниципального образования для проведения опроса граждан, и (или) по месту жительства граждан посредством подворного (поквартирного) обхода, и (или) с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При проведении опроса граждан в пунктах проведения опроса граждан и (или) по месту жительства граждан посредством подворного (поквартирного) обхода опросные листы выдаются жителям муниципального образования, включенным в список участников опроса граждан, при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
· Опрос граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проводится с применением электронных сервисов соответствующего сайта.
· В течение пяти рабочих дней после дня окончания срока проведения опроса граждан комиссия обобщает и анализирует полученные данные и устанавливает результаты опроса граждан, оформляя их в виде протокола.
Постановления Администрации Волгоградской области
Постановления Губернатора Волгоградской области
2.4. Принято постановление Губернатора Волгоградской области от 31 января 2024 г. №
54 «Об утверждении состава Волгоградского областного организационного
комитета по подготовке и проведению в Волгоградской области мероприятий в
рамках Года семьи и плана основных мероприятий по проведению в Волгоградской
области Года семьи».
Главам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Волгоградской области Года семьи.
2.5. Постановлением Администрации Волгоградской области от 02 февраля 2024 г. № 40-п установлены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих муниципальных образований Волгоградской области на 2024 год.
2.6. Принято постановление
Губернатора Волгоградской области от 07 февраля 2024 г. № 62 «О
дополнительных мерах социальной поддержки граждан, принимающих участие в
специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики,
Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и
Украины».
Рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области оказывать содействие комитету социальной защиты населения Волгоградской области по вопросам оказания материальной помощи.
2.7. Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 февраля 2024 г. № 86 утверждена программа популяризации ИТ-специальностей в Волгоградской области.
Рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, образовательным организациям высшего образования и профессиональным образовательным организациям, расположенным на территории Волгоградской области, принять участие в реализации программы популяризации ИТ-специальностей в Волгоградской области.
2.8. Постановление Администрации Волгоградской области от 01 марта 2024 г. № 122-п «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 27 декабря 2023 г. № 110-ОД «Об отдельных вопросах осуществления международных и внешнеэкономических связей органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области». Постановлением утверждены:
· Порядок согласования Администрацией Волгоградской области заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с органами местного самоуправления иностранных государств, заключаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области в целях решения вопросов местного значения;
· Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области перечня соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с органами местного самоуправления иностранных государств.
2.9. Постановлением Администрации Волгоградской области от 13 марта 2024 г. № 156-п определены особенности формирования и ведения исполнительной документации при строительстве и (или) реконструкции объектов капитального строительства с привлечением средств областного бюджета.
Органам местного самоуправления рекомендовано при строительстве и (или) реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств местных бюджетов, обеспечить формирование и ведение исполнительной документации в форме электронных документов без дублирования на бумажном носителе.
2.10. Постановлением Администрации Волгоградской области от 25 марта 2024 г. № 180-п установлены размеры авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2024 году.