Главная » 16.07.2013 » Ответ на вопрос о правомочии администрация сельского поселения создавать добровольную пожарную охрану на территории муниципального образова
13:27

Ответ на вопрос о правомочии администрация сельского поселения создавать добровольную пожарную охрану на территории муниципального образова

В адрес Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» поступило обращение с просьбой дать ответ на вопросы: правомочна ли администрация сельского поселения создавать добровольную пожарную охрану (в виде команды, дружины) на территории муниципального образования? Кто имеет право создавать добровольную пожарную охрану, к кому обращаться гражданам с заявлением и последующей регистрацией в реестре добровольных пожарных, кто осуществляет социальное страхование добровольных пожарных? 
На поставленные вопросы отвечаем следующе, что к вопросам местного значения поселений, регламентируемым статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пп. 9 части 1). 
Первичные меры пожарной безопасности раскрываются в статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в перечень которых входит, в частности, социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. 
Анализируя правосубъектность администрации сельского поселения, можно прийти к выводу о том, что администрация обязана оказывать соответствующее социальное и экономическое стимулирование в качестве одной из мер обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В настоящее время правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных регулируются Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее - Федеральный закон № 100-ФЗ). 
Таким образом, вопросы, возникшие в связи с созданием добровольной пожарной охраны, регулируются указанным федеральным законом. В частности: 
1. Администрация сельского поселения не вправе создавать добровольную пожарную охрану. Исходя из положений статей 2, 5 – 8 Федерального закона № 100-ФЗ добровольная пожарная охрана является общественным объединением, основанным на членстве (общественная организация) или не имеющая членства (общественное учреждение), действующим на основании устава общественного объединения. Данное общественное объединение создается по инициативе его участников (физических и (или) юридических лиц). 
2. Согласно статье 17 Федерального закона № 100-ФЗ органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного. Таким образом, исходя из содержания положения указанной статьи страхование осуществляется за счет местного бюджета при наличии в расходной части местного бюджета строки, предусматривающей социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране. 
3. Регистрация добровольных пожарных регулируется статьей 13 Федерального закона № 100-ФЗ. Однако указанная статья содержит лишь положение, согласно которому физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что порядок формирования и ведения реестра добровольных пожарных, а также регистрации их участников, должен регулироваться уставом общественного объединения. 
Также обращаем внимание, что порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных регулируется Приказом МЧС РФ от 4 августа 2011 г. № 416. 
Подводя итог вышеизложенному, обозначим, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области добровольной пожарной охраны относится социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Это означает, что во исполнение статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ на уровне поселения должен быть принят нормативный акт, устанавливающий соответствующие меры социального и экономического стимулирования. В качестве положительного примера рекомендуем обратить внимание на Постановление Администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области от 27 декабря 2011 г. № 1609 "Об утверждении порядка материальной и социальной поддержки добровольной пожарной охраны Суровикинского муниципального района".
Категория: НОВОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ | Просмотров: 5712 | Добавил: smoadmin | Теги: добровольную, вопрос, поселения, ответ, создавать, администрация, правомочии, на, пожарную, сельского | 1.0/10