Главная » 24.05.2021 » Постановление Конституционного Суда РФ
10:27

Постановление Конституционного Суда РФ

Принято Постановление Конституционного Суда РФ о признании незаконным запрета органов местного самоуправления на размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях.

Уважаемые коллеги!

Юридическая служба Ассоциации считает необходимым довести до Вашего сведения информацию о принятии Постановления Конституционного Суда РФ о признании незаконным запрета органов местного самоуправления на размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях.
19 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ принял постановление № 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона ”Об основах государственного регулирования торговой Деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи c жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других". 
С 2018 года предприниматели и собственники жилья в Перми безуспешно пытаются оспорить введенный городскими властями абсолютный запрет на размещение НТО на придомовых территориях. С аналогичными правилами также не согласны в Калининграде и Ярославле. На несоответствие решений муниципальных властей федеральному законодательству указывают и «Союзпечать», «Российский книжный союз», Ассоциация малоформатной торговли, Уполномоченные по защите прав предпринимателей Новосибирской и Ярославской областей. Ранее вопросы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) рассматривались Конституционным Судом РФ при вынесении определений от 5 декабря 2019 года № 3273-0 и № 3274-0.
Конституционный Суд РФ еще в 2019 году определил, что органы местного самоуправления не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если есть согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство. В начале 2021 года Правительство РФ в рамках реализации «регуляторной гильотины» упразднило запрет размещать НТО на внутридворовой территории, на который обычно и ссылались суды. Однако и ранее некоторые ограничения распространялись на «внутридворовую территорию», а не придомовую, что, как установил Конституционный Суд, не идентично.
По мнению Суда, понятие "придомовая территория", являющееся прежде всего категорией жилищного права, И понятие "внутридворовая территория", используемое преимущественно в области градостроительного И санитарно-эпидемиологического нормирования, не идентичны по содержанию. Широко распространена ситуация, когда территорию двора образуют придомовые территории нескольких смежных многоквартирных домов‚ a равно земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена. В свою очередь, придомовая территория с точки зрения пространственных ее пределов может как включать в себя часть двора, так и выходить за его границы. Установление различного регулирования вполне может быть оправдано разной рекреационной, транспортной, инженерной, хозяйственной ценностью той или другой территории с учетом сложившихся исторических традиций. Таким образом, в качестве "придомовой" и "внутридворовой" применительно к конкретному многоквартирному дому могут выступать как совпадающие, так и разные территории, что должно быть принято во внимание при осуществлении правового регулирования и в правоприменительной практике.
Суд подтвердил ранее сделанные им выводы о необходимости дифференцированного подхода к тем земельным участкам под многоквартирными домами‚ которые сформированы в надлежащем порядке и поставлены на кадастровый учет. Действующее федеральное законодательство не содержит оспариваемого запрета, нормы конституционны. В течение года органы местного самоуправления всех муниципальных образований должны привести свои акты B соответствие с федеральным законодательством и решением Суда. Применение правил в действующей редакции допускается только в части, не противоречащей иным положениям законодательства.
При установлении органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа таких положений, которые касаются размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома необходимо учитывать следующее:
- не должна полностью исключаться возможность для собственников, образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями;
- могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства‚ к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования;
- не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В течение одного года со дня вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 года органы местного самоуправления муниципальных образований, установившие в правилах благоустройства территории муниципального образования такое правовое регулирование, которое полностью исключает размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, должны привести это правовое регулирование в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в Постановлении.

 
Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 1938 | Добавил: adminsmo | 1.0/5