Главная » 13.06.2013 » Уважаемые главы!
15:57

Уважаемые главы!

16 мая 2013 года председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев принял участие и выступил на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 
Коллегия прошла под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки.
С докладом о состоянии прокурорского надзора за исполнением требований  федерального законодательства органами местного самоуправления выступил начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры России А.В. Паламарчук.
Коллегия заслушала сообщения прокуроров Кировской, Курганской, Нижегородской и Мурманской областей.
В своем выступлении В.Б. Кидяев рассказал о проделанной Комитетом работе по обобщению проблем, существующих во взаимоотношениях органов местного самоуправления с различными государственными контрольно-надзорными органами. К сожалению, таких проблем немало. 
Часто запрашивается информация, которая и так доступна: опубликована или размещена в сети Интернет, контролёры настаивают на немедленном исполнении своих требований. 
Нельзя не признать, что  нарушений в муниципальных актах много. Но зачастую причина не в правовой неграмотности местных глав и депутатов. Просто часто проверяющие предъявляют претензии буквально на следующий день после изменения федерального или регионального закона. И сроки на устранение дают невыполнимые. Хотя в большинстве случаев никаких объективных причин для этого нет. 
Все это, по мнению Виктора Кидяева – результат порочной «палочной системы», когда процесс  интересует контролера больше, чем результат. 
А в итоге муниципалитеты вынуждены платить огромные штрафы вместо того, чтобы потратить эти деньги, например, на ремонт дороги, за состояние которой, кстати, штраф и наложен. 
Ещё одна проблема – карательный уклон в работе контролёров. При этом профилактике, разъяснениям, методической помощи уделяется мало внимания – а на самом деле она необходима и очень полезна, тем более, что во многих поселениях прокурор – единственный юрист на многие километры.
В то же время мониторинг Комитета показал, что в ряде регионов органы местного самоуправления взаимодействуют с надзорными органами достаточно эффективно. Важно наладить такую работу в целом по стране, использовать положительную практику. 
Для решения имеющихся проблем надо учить кадры – и муниципальные, и в контролирующих органах, надо совершенствовать законодательство. 
В законодательном плане, во-первых, надо прописать порядок проведения проверок органов местного самоуправления. 
Для плановых проверок должна быть установлена адекватная периодичность: например, не чаще 1 раза в 3 года. 
Для внеплановых – разумные основания. Основанием для проведения внеплановых проверок, полагаю, могут быть только ситуации, когда речь идет о жизни и здоровье. 
Следует законодательно установить сроки рассмотрения прокурорского запроса и прокурорского протеста. Притом следует ограничить право надзорных органов требовать немедленного ответа. 
Для приведения муниципальных актов в соответствие с федеральными и региональными законами срок 6 месяцев вполне разумен. 
Нужно запретить запрашивать открытую информацию, запретить проведение одновременных проверок сразу несколькими контрольными органами, также обязательно должно быть исключено дублирование контрольных и надзорных полномочий органов разных уровней.  
Виктор Кидяев отмети, что стоит изменить подходы к работе надзорных органов, в первую очередь, на федеральном уровне. Перенацелить контролёров с поиска нарушений на профилактику, методическую поддержку. Одновременно нуждается в корректировке система оценки работы контрольных органов, из которой должна быть исключена привязка к количеству выявленных нарушений. 
Органы местного самоуправления нельзя привлекать к ответственности в качестве юридических лиц. К административной ответственности могут привлекаться только конкретные должностные лица при условии доказанности их вины. Наконец, размеры штрафов должны быть согласованы со степенью вредности нарушения, мерой вины должностного лица и его доходами. 
Эти меры, уверен Виктор Кидяев, дадут результат. В то же время, по мнению председателя Комитета, надо понимать, что главная проблема – в низкой финансовой обеспеченности муниципальных образований. 
Объём полномочий местного самоуправления постоянно увеличивается. По анализу, который Комитет провел в конце прошлого года, муниципальные полномочия регулируют 203 федеральных закона. 
По разным подсчетам местным бюджетам не хватает от 1 до 2 триллионов рублей! 
В результате получается, «что требования пожарных, МВД, санитарных врачей, прокуроров, экологов вроде бы правильные, законные, но выполнить их органы местного самоуправления нередко не могут. 
Просто денег нет. 
Важно согласовать размер требований надзорных органов с размером средств, имеющихся в распоряжении муниципалов. 
Пока мы этого не сделаем, главы будут, по примеру Удмуртии, брать кредиты на выплату штрафов. Или просто уходить, отсидев вместо штрафа в изоляторе, – недавно в Бурятии был такой случай». 
По мнению Виктора Кидяева есть два пути. 
Первый – привести в порядок полномочия местной власти, сократив размер требований к ней. Второй путь – надо увеличивать доходную базу местного самоуправления. При этом двигаться по этим путям надо одновременно. 
«Это наша общая задача. Решения этих наболевших проблем люди на местах очень ждут» – отметил он в завершение.
По результатам состоявшегося обсуждения  Коллегия, в частности, решила поручить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов, районов, иным территориальным и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
- исключить факты истребования от органов местного самоуправления без соответствующего обоснования информации, опубликованной в общедоступных источниках, размещенной на официальных сайтах в сети «Интернет» или ранее предоставленной указанными органами, а также направления дублирующих запросов одновременно в несколько органов местного самоуправления  одного муниципального образования. 
- не допускать направления запросов с установлением необоснованно коротких сроков исполнения.
- при внесении актов реагирования в муниципальные органы  обеспечить неукоснительное выполнение требований п. 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», всесторонне и объективно оценивать ситуацию, возможные негативные последствия исполнения формальных требований прокурора. В первую очередь руководствоваться принципом защиты законных прав человека и гражданина.
- усилить надзор за исполнением федерального законодательства органами государственного контроля (надзора) при осуществлении проверочных мероприятий в отношении органов местного самоуправления, обратив особое внимание на законность, обоснованность и эффективность проводимых проверок и принятых по их результатам решений. В этих целях принципиально реагировать на факты неправомерного вмешательства в деятельность муниципальных органов и истребования от них излишней информации, предъявления заведомо невыполнимых требований, незаконного привлечения к ответственности.
- информировать население о результатах таких проверок.
- прекратить практику дублирования прокурорами функций органов государственного контроля (надзора) различных уровней при проведении проверочных мероприятий в отношении органов местного самоуправления.
- регулярно анализировать практику возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, добиваться неукоснительного соблюдения норм административного законодательства при решении вопроса о привлечении их к административной ответственности. 
- о состоянии законности и практике прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, включая вопросы правомерности возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, проинформировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Аналитическая записка: http://smo-volgograd.ru/YRIST/analiticheskaja_zapiska.pdf

Категория: НОВОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ | Просмотров: 2240 | Добавил: adminsmo | Теги: главы!, Уважаемые | 1.0/10